Консультативно-методическая поддержка родителей
Система коррекционно-реабилитационной помощи детям с психофизическими нарушениями содержит и такое важное направление, как консультативно-методическая поддержка родителей, привлечение их к работе в команде. Для работы в команде с родителями проводиться предварительная подготовка, которая позволяет приобщить их к совместной деятельности. Задача совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи заключаются в:
• изучении возможностей родителей каждого ребенка с психофизическими нарушениями по воспитанию ребенка;
• активизации деятельности родителей по подготовке детей к обучению в школе в условиях семьи;
• вооружении родителей знаниями и умениями по проведению коррекционно-развивающей работы в условиях семьи;
• обучении родителей способам взаимодействия и общения со своим ребенком;
• привлечении родителей к практической деятельности педагогического коллектива заведения по коррекционно-развивающей работе;
• предоставлении индивидуальной помощи родителям в процессе коррекционно-развивающей работы;
• формировании у родителей адекватного отношения к заболеванию своего ребенка, его лечение и воспитание.
В системе комплексной коррекционно-реабилитационной работы заведения работа с родителями проводится как фронтально, так и индивидуально. Применяют такие организационные формы:
• лекционно-просветительская;
• консультативно-рекомендательная;
• проведение круглых столов, конференций, родительских собраний, детских праздников, дней открытых дверей и тому подобное.
Регулярно в родительских уголках размещается информация о проблемах, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей.
Родителей обучают правилам гигиены и охраны зрения, методам стимуляции и развития зрительных функций, объясняют важное значение использования детьми очков, акцентируют внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка и особенностях индивидуального подхода к нему, выясняют направления коррекционно-реабилитационной помощи детям, при этом акцентируя особое внимание на важность преемственности в работе персонала учреждения и родителей. Особое внимание уделяется еще одному направлению работы - подготовке к адаптации в социуме.
Индивидуальный учебный план один из важнейших инструментов в работе с этими детьми. Это документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услуги которые он должен получать. Его разрабатывает команда педагогов, работающих с ребенком, родители и руководители школы, подписывает директор и родители. Ответственность за реализацию индивидуального плана возложена на всех членов команды, а отслеживает выполнение задач, определенных в плане, заместитель директора. План составляется на год и, при необходимости, корректируется в середине года. Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общеобразовательной школы проводится значительная работа с членами коллектива школы, родителями, учениками.
С педагогическим коллективом постоянно проводятся беседы и обсуждаются вопросы относительно интегрированного и инклюзивного обучения на совещаниях, круглых столах, психолого-педагогических семинарах, консилиумах, тренингах.
Все работники и администрация школы, все, кто работает с ребенком с особыми образовательными потребностями, помогают друг другу, обмениваются знаниями, пытаются максимально использовать местные ресурсы для достижения главной цели - реализации ребенком его потенциальных возможностей.
Неотъемлемой частью системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями являются родители, которых можно считать первыми и главными учителями для ребенка. . К каждой семье применяется индивидуальный подход. Во время бесед с родителями можно узнать много нового о детях. Залогом эффективных отношений является уважение, не критичное отношение, сочувствие. Общение организуется посредством встреч в школе, визитов домой, телефонов, записок, родительских собраний. При этом происходит обмен информацией и рассматриваются возможные варианты обучения. Семьи должны быть уверены, что информация, которую они предоставляют устно или письменно членам педагогического коллектива не разглашается. Любое принятие решения относительно ребенка прежде всего обсуждается с родителями.
Особые требования предъявляются и к учителям. Они понимают, что тактичность - важнейшее условие в работе. Педагоги развивают у детей критическое мышление, подталкивают к принятию самостоятельных решений и активному обучению, способствуют дружбе и сотрудничеству между детьми, используют творческие и оригинальные методы поощрения мышления и обучения, способствуют широкому использованию приобретенных умений. Дети должны иметь возможность использовать свои знания и умения в различных обстоятельствах (игровые формы работы, проблемные ситуации, ситуации выбора). Учат детей с недостатками эффективно действовать в стандартных ситуациях в школе и вне ее. Бывает такое, что ученики не хотят играть со сверстниками, могут бояться, действуют очень медленно или стыдливо. У них наблюдается дефицит социальных умений контактировать с товарищами. Поэтому учителя предлагают для этих детей безопасное место, откуда они могли бы наблюдать за деятельностью других, способствуют привлечению детей в группы или просто чтобы выполняли задания вдвоем. Используют положительное подкрепление: улыбку, кивок головы или хлопки по спине, похвалу за правильные действия, не принуждают к коллективной работе, уделяют индивидуальное внимание, чтобы у них появилось чувство доверия, необходимое для коллективной работы, обращают внимание на усилия, а не на результат, ограничивают уровень шума в классе, отделяют гиперактивных детей. Для других учеников класса дают четкие указания: ученики должны четко понимать, чего от них хотят. В классе вывешен распорядок дня, на агрессивное поведение учителя реагируют мгновенно и организуют паузы, чтобы успокоить детей.
Пребывание детей с особыми потребностями в классе со здоровыми сверстниками позволяет ребенку с нарушениями развивать соответствующие коммуникативные и социальные навыки. Привычное социальное взаимодействие способствует установлению дружеских, положительных отношений. Наблюдается улучшение концентрации внимания, памяти, усиление мотивации к обучению. Приобретается успешный опыт овладения умениями, необходимыми для активной самостоятельной жизни.
Совместное пребывание полезно и для детей без нарушений. Они начинают понимать, с какими трудностями сталкиваются инвалиды, становятся чувствительными к нуждам других, терпимо воспринимают человеческие различия.
Когда ребенок начинает посещать обычный класс, родители видят, что их сын не такой изолированный от окружающего мира, и чувствуют облегчение. Семья получает поддержку других родителей, налаживаются дружеские отношения. Обеспокоенность будущим своего ребенка становится не такой болезненной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)