Взаимосвязь между медицинским и педагогическим персоналом
В организации коррекционно-развивающего процесса важна своевременная информированность всех участников команды о готовности каждого ребенка к обучению и ее потенциальные возможности, знакомство с доступными инновационными технологиями для индивидуальной работы с каждым ребенком, чтобы разработать и реализовать индивидуальную программу комплексной коррекционно-реабилитационной помощи.
Для повышения эффективности коррекционно-реабилитационной помощи и с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса используем такую форму работы как «Тетрадь взаимосвязи» между медицинским и педагогическим персоналом.
«Тетрадь взаимосвязи» рекомендована к внедрению научно-методической комиссией по специальной педагогике Научно-методического совета по вопросам образования. В ней сконцентрирован своеобразный банк данных обо всех детях, которые воспитываются в специальном заведении, технологию их индивидуального коррекционного обучения и его результаты, содержатся сведения о состоянии здоровья каждого воспитанника, этапы лечебно-восстановительной работы по развитию зрения, индивидуальная коррекционно-развивающая помощь и (что особенно важно) фиксируются ее результаты. Тетрадь дает возможность проследить последовательность коррекционно-реабилитационной помощи ребенку в течение длительного времени: с момента зачисления в учреждение к выпуску из него. При этом уточняется правильность первично установленного диагноза, фиксируются изменения в состоянии здоровья и психофизическом развитии ребенка, вовремя вносятся изменения в комплексную коррекционно-реабилитационную программу с учетом индивидуальных особенностей, динамики развития каждого ребенка. Все специалисты (психолог, логопед и др.) имеют в тетради свои страницы, на которых они конкретизируют подгруппы детей, с которыми занимаются, фиксируют этапы коррекционной, логопедической работы, динамику психологической адаптации, склонность к дисграфии, способы ее предотвращения и их результативность и тому подобное.
В тетради, также размещены рекомендованные для применения в практике комплексной помощи детям и такие упражнения для глаз, которые снимают зрительную усталость, упражнения для развития и укрепления двигательного аппарата глаза и тому подобное. Комплексное изучение ребенка и фиксация его результатов в тетради взаимосвязи помогает объединить усилия всех специалистов для разработки мероприятий целостной индивидуальной коррекционно-реабилитационной помощи каждому воспитаннику детского сада, определить общие проблемы и, что самое важное, объединить детей в подгруппы для осуществления дифференцированного подхода в процессе лечебно-педагогического сопровождения. Более глубокое определение проблем воспитанников, комплектование групп, выработка и утверждение перспективных направлений будущей работы с ними, разработка конкретных рекомендаций для родителей происходит во время психолого-медико-педагогического консилиума учреждения согласно этапам лечения и коррекции патологии зрения.
I. Для создания благоприятной среды в учреждении осуществляются специальные профилактические мероприятия:
• соблюдение норм освещения (достаточное освещение, сочетание искусственного освещения с естественным);
• правильный подбор и расстановка мебели;
• рассаживание детей на занятиях по характеру зрительной патологии (согласно рекомендациям врача-офтальмолога);
• применение адекватного зрительным функциям индивидуального подхода при проведении режимных моментов;
• соблюдение норм продолжительности занятий;
• соблюдение режима зрительных нагрузок;
• периодическая смена видов деятельности ребенка, проведение физкультминуток, гимнастики для глаз;
• специальный подбор наглядности с учетом характера нарушений зрения;
• соблюдение двигательных ограничений на занятиях по физической культуре;
• выполнение мероприятий по профилактике как общего, так и зрительного утомления;
• обязательное выполнение рекомендаций врача-офтальмолога по использованию очков.
Особое внимание уделяется созданию условий эффективного восстановления зрительных функций, общего здоровья и физического развития каждого ребенка, реабилитации поврежденных сфер.
Как известно, реабилитация - это не только комплекс мероприятий, проводимый после курса лечения с учетом особенностей патологии (массаж, физиотерапия, тренировки нарушенных зрительных функций больного органа). Это также: реабилитация возможных последствий зрительного нарушения, в частности нормализация пониженной двигательной активности.
Для осуществления дифференцированного подхода разработаны специальные режимы двигательной активности детей каждой подгруппы с учетом состояния здоровья и конкретного зрительного нарушения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)