Технологии в формировании инклюзивной готовности будущих учителей
Ключевой фигурой инклюзивного образовательного пространства является учитель, который решает ряд профессиональных задач по созданию условий достижения образовательных результатов, психологического комфорта, социального развития в образовательном процессе для всех детей.
Инклюзивная готовность педагога является важнейшим основанием, обеспечивающим возможность создания условий обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы (инклюзивного образования) и определяется как сложное интегральное субъектное качество личности, содержательно раскрывающееся через комплекс компетенций и определяющее возможность эффективной профессионально педагогической деятельности в актуальных условиях. Структуру готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования составляют когнитивный, эмоциональный, мотивационно конативный, коммуникативный и рефлексивный компоненты.
Результаты исследований показывают, что процесс «присвоения» ценностей и смыслов профессионально педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования базируется на стартовой готовности педагогов и проходит путь от явного или скрытого сопротивления через пассивное принятие к активному принятию.
Компетентностный подход, выступая методологической основой образовательных стандартов высшего профессионального образования, не ограничивается формированием узкопрофессиональных компетенций, а предполагает развитие социально личностных качеств [1; 2], что соответствует компонентной структуре готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Инклюзивная готовность, рассматривается в качестве образовательного эффекта, имеет содержательное компетентностное наполнение и предполагает сформированность комплекса академических, профессиональных и социально личностных компетенций. Формирование компетенций (способности и готовности действовать в актуальных условиях) предполагает использование таких форм организации образовательного процесса, педагогических технологий и методов, в которых процесс овладения знаниями сопровождается возможностью их применения в решении профессионально педагогических задач.
Одной из таких технологий, может быть тренинговая технология.
Понятие «тренинг» как специфических способов получения личностного (учебного, профессионального, социального) опыта в психолого педагогической теории и практике трактуется как: вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка; способ профессионального и личностного развития; способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью; процесс создания новых функциональных образований, управляющих поведением; комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на личность; практика психологосоциально педагогического воздействия на личности и группы; форма обучения, цель которого – развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения.
Актуальность и целесообразность использования тренинговой технологии в формировании инклюзивной готовности будущих учителей подтверждается функциональными возможностями и характеристиками самой технологии. Анализ психолого педагогической литературы показал, что тренинг как технология обучения в общем виде может выполнять диагностико-коррекционную, обучающую, коммуникативную, рефлексивную, командо-образующую функции. Среди основных особенностей треннинговой технологии исследователи называют: содержательную и организационную интерактивность; диагностичность и коммуникативность.
Таким образом, представляется возможным обозначить следующие характеристики тренинговой технологии: интерактивность и субъектность (активная интеллектуальная действенно практическая реакция каждого участника, закрепление новых поведенческих паттернов); коммуникативность и диалогичность (без оценочное обсуждение содержания и способов решения проблемы на основе сотрудничества); адресность (разработка содержания тренингов в соответствии с запросами (личностными, социальными, профессиональными) участников); эмоциональную насыщенность (получение и реализация участниками позитивных установок, опора на положительные качества собеседника и признание его достоинств); рефлективность (фокусирование внимания участников тренинга на собственной личности, на представлениях о самом себе, позициях, мыслях, привычных способах поведения; самоанализ своей деятельности); технологичность (системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость).
Названные функции, особенности, характеристики тренинговой технологии адекватны содержанию и компонентной структуре феномена инклюзивной готовности учителя, что делает возможным изучение использования этой технологии в решении задач формирования готовности будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования.
Разработка тренинга предполагает определение круга вопросов, подлежащих рассмотрению, подборе и разработке упражнений и заданий, разработке методического сопровождения. Тренинги проводятся в формате учебной дисциплины «Основы инклюзивного образования» (студенты 4–5 курсов педагогических специальностей) и предполагают рассмотрение таких вопросов:
«Ограничения в нашей жизни: какие они?»,
«Стереотипы и дискриминация в обществе и образовании: как противостоять и бороться»,
«Инвалидность: медицинская и социальная модели»,
«Чего мы ожидаем от дошкольного и начального школьного образования:»,
«Ничего о нас без нас»;
«Философия независимой жизни»; «Образование детей с особыми образовательными потребностями: интеграция, инклюзия, специальное образование,»;
«Безбарьерная среда и «универсальный дизайн»;
«Три «кита» инклюзивного образования: ценности, принципы, возможности (преимущества)».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)