Родители и школьники с умственной отсталостью
В специальном образовании формирование коммуникативной сферы становится тем компонентом, который позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности умственно отсталого школьника, и является предпосылкой подготовки обучающихся к дальнейшей полноценной жизни в непростых условиях современной действительности.
Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития умственно отсталого ребенка в аспекте его социально го становления делает актуальным поиск новых действенных механизмов ее решения. Прибегнув к своему жизненному и профессиональному опыту, мы можем утверждать, что определяющую роль в развитии личности ребенка играет семья, так как по длительности своего воздействия превосходит все существующие социальные институты воспитания.
С социально психологической точки зрения семья представляет собой референтную группу, т.е. такую социальную общность, на нормы, ценности и мнения которой ребенок ориентируется в своем поведении.
Для получения объективной информации о состоянии рассматриваетсяого процесса был сформирован диагностический пакет, состоящий из анкет, тестовых методик, планов наблюдений и собеседований. Проводилось опосредованное изучение взаимодействий родителей и детей через продукты детской деятельности, проективные тесты (например, метод «Незаконченные предложения»; тест «Моя семья», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом).
Высокая степень референтности семьи свидетельствуют о том, что семья имеет для обучающихся большое значение как источник эмоционально личностного и социально го развития. Для 25% детей семья также является значимой социальной группой, но она недостаточно удовлетворяет потребности ребенка в положительном взаимодействии. Для 12,5% детей атмосфера межличностного взаимодействия недостаточно благоприятна, что может быть обусловлено стилем воспитания, отсутствием взаимопонимания, нарушением общности родителей и детей.
Результаты анализа позволяют констатировать, что семья является эмоционально и личностно значимой социальной группой, а ее члены – предпочитаемыми в качестве субъектов общения.
Достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности родителей позволит приобрести в их лице подлинных партнеров в формировании коммуникативной компетенции обучающихся.
Изучение таких параметров как
• уровень контактирования родителей с детьми;
• оценка типа родительской позиции по отношению к детям;
• уровень коммуникативного поведения родителей
позволяют провести количественный и качественный анализ данных педагогических составляющих.
Контакты родителей с детьми можно назвать благополучными только у 16,6% родителей. Эти родители участвуют во всех сферах деятельности ребёнка и стараются больше времени проводить с ним, строить с ребёнком доверительные отношения. Во вторую группу вошли родители, которые стараются построить оптимальные отношения с ребёнком, но в силу различных обстоятельств не всегда умеют гибко реагировать в отношении ребёнка, их контакты с ребёнком не достаточны, чтобы полностью удовлетворить ребёнка в них. Группа этих родителей составила 41,7%.В третью группу (41,7%) вошли родители, у которых явно недостаточно контактов с детьми или эти контакты носят формальный характер
Показатель конструктивной позиции родителей по отношению к ребёнку составил 33,4%. Родители принимают проблемы ребёнка, им присущи позитивные установки по отношению к своему ребёнку, позволяющие формировать у него навыки коммуникативного поведения. Авторитарная позиция свойственна 24,9% родителей. Акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки характерна для 41,7% родителей
Данные диагностики, позволяющие выявить особенности коммуникативного поведения взрослых, свидетельствуют о том, что лишь 8,3% родителей имеют высокий уровень коммуникативной компетентности, который характеризуется как событийная общность. Эти родители анализируют себя как организаторов взаимодействия с ребёнком, считают необходимым развивать самостоятельность и индивидуальность ребёнка. Определяют свою роль в формировании социализации ребёнка. Положительно относятся к ребёнку, принимают его таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность. Верят в ребёнка, неудачи считают преодолимыми.
Средний уровень коммуникативной компетентности (49,8%) характеризуется как симбиотическая общность. Эти родители анализируют преимущественно только поведение ребёнка и результаты его деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)