Оценивание на основе конечных результатов
Оценивание на основе конечных результатов было разработано, по крайней мере частично, в ответ на предостережение, что образование, чтобы быть значимым, должно непосредственно быть связано с тем, чего родители и педагоги хотят достичь в конце. Оценивание на основе конечных результатов охватывает рассмотрение, обучение (преподавание) и оценку навыков, которые важны в реальных жизненных ситуациях. Приобретение таких навыков поможет ученику стать активным взрослым человеком. С этой точки зрения, оценивание начинается с выявления того, какие конечные результаты желаемы для данного ученика (например, быть в состоянии пользоваться общественным транспортом). Шаг за шагом, подобно тому, как при анализе задачи, команда специалистов определяет, какие виды компетенции необходимы для получения определенных конечных результатов (например, те шаги или вспомогательные навыки, которыми должен овладеть ученик для достижения желаемого конечного результата) и обнаруживает, какие вспомогательные навыки уже усвоены учеником, а какими он еще должен овладеть. Тогда могут быть точно обозначены необходимые методические подходы и начаться обучение.
Оценивание ученических подходов к обучению (стилей обучения)
Теория ученических подходов к обучению (стилей обучения) предусматривает, что учащиеся могут учиться и решать проблемы разными способами, и некоторые из этих способов для них естественнее, чем другие. Поэтому, когда их учат или просят что-то выполнить способом, отличным от их естественного, создается впечатление, что они хуже выполняют задание.
Некоторые общие элементы, которые можно ввести в оценивание стилей обучения, - это типичный способ представления материала в классе (визуальный, звуковой, тактильный), внешние условия в классной комнате (жарко, холодно, шумно, хорошо освещено, темно), личностные характеристики учащихся, ожидания относительно успеха, которыми наделен сам ребенок и окружающие его люди, обратная связь, которую получает ребенок, погружаясь в учебный процесс (например, похвала или критика), а также тип мышления, который ребенок вообще применяет для решения проблем (например, путем проб и ошибок, анализа). Выявление факторов, положительно влияющих на обучение ребенка, может быть очень ценным для разработки эффективных стратегий вмешательства.
Некоторые размышления о тестах. Выбор соответствующего инструментария
Выбор теста, который бы соответствовал конкретному ученику, необходимо исследовать. Крайне важно, чтобы те, кто несет ответственность за выбор теста, использовали не только имеющиеся тесты или те, что «всегда использовались» администрацией района или школы. Результаты тестирования ребенка бесспорно будут влиять на решение о пригодности учебной программы для ребенка, на методические решения, решения о направлении ребенка в определенное заведение. И все это имеет очень важные последствия для ребенка. Если ребенка оценивают с применением инструмента, несоответствующего ему, вероятно, что собранные данные будут неточными и приведут к неправильным выводам, что, соответственно, приведет к неправильным решениям по учебной программе для этого ребенка. Это одна из причин, почему педагоги протестуют против стандартизированного тестирования как основания для принятия решений о сильных и слабых сторонах ученика. Таким образом, тщательный выбор инструмента оценивания является жизненно важным, как и потребность сочетания любой информации, собранной в процессе тестирования, с информацией, полученной другим способом. Но, учитывая количество имеющихся стандартизированных тестов, возникает вопрос: как специалисту в области специального образования выбрать правильный инструмент, отвечающий конкретному ученику? Ниже представлены несколько рекомендаций:
- Рассмотрите, какие именно группы навыков следует оценивать, и определите ряд тестов, измеряющих именно эти группы навыков. Ряд книг может помочь педагогу выяснить, какие тесты вообще существуют. Одна из рекомендованных книг - авторов Пьеранджело и Джулиани «Общий справочник о 301 тесте для специалиста по специальной педагогике». Эта книга описывает, что должен измерить каждый из представленных тестов, для какой возрастной группы он подходит, проводят его индивидуально или в группе (все тесты для детей, у которых подозревают нарушение развития, должны быть индивидуализированы), сколько времени продолжается проведение того или иного теста и многие другие вопросы.
- Изучите, насколько соответствует каждый из найденных тестов ученику, которого надо протестировать, и выберите наиболее подходящие. Так, ценным источником советов для оценки тестов в США является «Четырнадцатая ежегодная книга по вопросам измерения умственных способностей», в которой подробно описаны тесты и содержится экспертный обзор многих из них. Этот ежегодный справочник, как правило, можно найти в специализированных библиотеках для педагогов, в университетских библиотеках, и в справочных отделах публичных библиотек. Издатели тестов способствуют доступу к соответствующей литературе, чтобы помочь специалистам определиться, подходит ли определенный тест конкретному ученику. Такая литература содержит образцы тестовых вопросов, информацию о том, как разрабатывались тесты, описание групп лиц (например, этнических, разновозрастных и учебных групп), которые были вовлечены в группы нормы, а также содержит общие рекомендации по проведению тестов и интерпретации результатов.
Ниже представлены отдельные вопросы, которые специалисты должны принимать во внимание, выбирая тесты.
- Согласно описанию составителей или экспертов, что именно данный тест должен измерять? Отвечает ли то, на чем сконцентрирован тест, непосредственно сфере навыков, которые необходимо оценить? Будут ли соответствовать результаты ученика тем педагогическим вопросам, которые требуют ответа? (Другими словами, обеспечит ли тест той информацией об обучении, которая требуется?). Если нет, тест не подходит для конкретного ученика и не должен использоваться.
- Этот тест является валидным и надежным? Это два важных аспекта любого оценивания. Достоверность касается степени, до которой тест способен выявить то, что он призван выявить. Например, если цель теста - определить степень тревоги, результаты ученика должны быть выше в ситуации стресса, чем в свободной от стресса ситуации. Надежность касается того, насколько результаты ребенка остаются одинаковыми или подобными при повторных тестированиях. Если тест не является надежным или если его надежность неопределенная - он не будет демонстрировать подобные результаты при повторном тестировании ученика - его не следует использовать. Издатели тестов предоставляют ряд образцов, которые в целом свидетельствуют о надежности и валидности определенного теста.
- Соответствует ли определенному ученику то содержание и сфера навыков, которую планируют оценивать тестом, учитывая возраст и год обучения ученика? Если нет, - нет смысла использовать такой тест.
- Если тест ориентирован на норму, соответствует ли группа нормы особенностям конкретного ученика? Этот вопрос обсуждался ранее как важная предпосылка для интерпретации результатов.
- Имеет ли тест целью оценивать учеников, диагностировать конкретную природу нарушения развития ребенка или его учебных трудностей, информировать для методических решений, будет ли использоваться в исследовательских целях? Многие тесты смогут обнаружить, что ученик имеет определенное нарушение или специфическую учебную проблему, но результаты могут не подходить для планирования обучения ребенка. Может потребоваться дополнительное тестирование для определения того, какой тип обучения нужен ученику.
- Проводится ли тест индивидуально или в группе? Согласно Североамериканскому законодательству, групповые тесты не должны проводиться для оценивания ребенка на предмет наличия нарушения или для определения того, необходимо ли ему учиться в специальной школе.
- Нуждается ли экзаменатор в специальном тренинге для проведения теста, записи ответов ученика, обработки результатов теста, интерпретации тестовых результатов? В большинстве, если не во всех случаях, ответ на поставленный вопрос будет положительным. Если в школе нет никого с соответствующей подготовкой, кто мог бы проводить или интерпретировать определенный тест, тогда этот тест не следует применять вообще, за исключением случаев, когда школа организует оценивание квалифицированным специалистом, который работает за пределами школы.
- Повлияет ли вероятное нарушение развития ученика на процесс прохождения им теста? Например, много тестов проводятся с временными ограничениями на выполнение задач. Если же у ученика ослаблена или менее развита рука, такой вид нарушения негативно скажется на тесте с ограниченным временем выполнения (когда предполагается запись). Использование ограниченного времени теста подходит только для определения того, как скорость выполнения влияет на результаты. А для определения настоящего уровня знаний ученика определенного материала подойдет тест без временных ограничений. Можно также сделать некоторые изменения в тестировании для конкретного ученика (например, отменить временные ограничения при прохождении теста). Однако, если и вносить изменения, то результаты тоже нужно интерпретировать с оговорками. Стандартизированные тесты направлены на их проведение в неизмененном виде, поскольку внесение изменений нарушает сам принцип стандартизации и, следовательно, больше не подлежат применению те нормы, на которые ориентирован такой тест.
- Насколько подобными задачам в классе являются задания теста? Например, если измеряя способность к правописанию, ребенка просят распознать неправильно написанное слово, то это может значительно отличаться от того, как навыки правописания обычно измеряют в классе (воспроизведение слов по памяти). Если задания теста значительно отличаются от классных заданий, собранная во время теста информация мало поможет в прогнозе способности к правописанию или обеспечении полезной информацией для методического планирования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)