Неформальное (неофициальное) оценивание
Тесты, ориентированные на критерии
Много педагогов и рядовых людей не понимают различия между тестами, ориентированными на критерии, и тестами, ориентированными на норму. Часто можно услышать, как названия этих двух типов тестов принимают таким образом, что они служат одинаковым целям или имеют одинаковые характеристики. Однако, много недоразумений исчезает, если осознать базовое отличие между этими двумя видами тестов. Тогда как тесты, ориентированные на норму, устанавливают ранжирование учеников, тесты, ориентированные на критерии - обнаруживают, какова успеваемость ученика по сравнению с заранее определенным уровнем успешности при достижении конкретных учебных целей или результатов, предусмотренных программой школы, района или штата.
Специалисты или управленцы в области образования применяют тесты, ориентированные на критерии, чтобы выяснить, насколько хорошо ученики освоили знания и навыки - те знания и навыки, владение которыми ожидалось в определенной программе. Такую информацию можно использовать как один из показателей того, как ученик усваивает необходимую программу, а также того, как в определенной школе преподают эту программу.
Тесты, ориентированные на критерии рассчитывают в баллах согласно определенному стандарту, или критерию, который (по решению учителя, школы или автора теста) представляет приемлемый уровень усвоения знаний. Примером теста, ориентированного на критерии, может быть разработанный учителем тест по правописанию, содержащий 20 слов, которые необходимо правильно написать. Учитель определил, что «приемлемым уровнем знаний» является 16 правильных ответов (или 80%). Такие тесты, которые иногда называют ориентированными на содержание тестами, связаны с освоением конкретных, определенных навыков. Результаты выполнения учеником теста указывают, овладел ли овладел школьник соответствующими навыками. Можно привести следующие примеры ориентированных на критерии вопросов:
- Правильно ли Джон прочитал слово счастлив?
- Действительно ли Джейн решила задачи на математические вычисления за 8 класс с 85-процентной точностью?
- Предоставил ли Джо 90% правильных ответов на вопросы экзамена по социологии?
Как видим, при ориентированном на критерии оценивании внимание фокусируется на определенном проценте правильных ответов на серию вопросов. Администратора теста больше интересует, что может делать и чего не может делать конкретный ученик, чем сравнивать его с успешностью других.
Неформальный учет навыков чтения является примером ориентированного на критерии теста. Неформальный учет навыков чтения в целом состоит из двух основных частей: распознавание слов и чтение отрывка текста. Интерпретация неформального учета навыков чтения базируется на критериях или уровнях успешности и обнаруживает три уровня чтения - независимый, учебный и неудовлетворительный. Независимый уровень чтения - это такой уровень, когда ученик читает свободно и с удовольствием (правильное распознавание слов на 96-99% сочетается с правильным пониманием на 75-90%). Учебный уровень чтения - это такой уровень, когда ученик может добиваться успеха при наличии помощи (правильное распознавание слов на 92% -95% сочетается с правильным пониманием содержания на 60% -75%). Неудовлетворительный уровень чтения - это уровень, когда процесс чтения обрывается для ученика (правильное распознавание слов на 90% -92% или менее, при правильном понимании содержания на 60% - 75%), о чем свидетельствуют пониженное понимание и проблемы с распознаванием слов».
Тесты, ориентированные на стандарты
Недавней вариацией ориентированных на критерии тестов стали тесты, ориентированные на стандарты, или же оценивание, основанное на стандартах. Многие штаты и районы приняли стандарты учебного содержания (или «рамки учебных программ»), которые описывают, что именно ученики должны знать и уметь выполнять по различным дисциплинам, учась в определенном классе. Они также содержат стандарты успешности, которые определяют, скольким стандартам учебного содержания ученики должны соответствовать, чтобы достичь «базового», «уверенного» или «углубленного» уровня по определенному предмету. Такие тесты затем базируются на стандартах, а результаты определяются в соответствии с этими «уровнями», которые, как правило, представляют суждения. В некоторых штатах стандарты успеваемости учащихся неуклонно повышали, так что школьникам приходится знать все больше и больше, чтобы соответствовать тому же самому уровню.
Педагоги часто не могут прийти к общему мнению относительно качества определенного набора стандартов. Ожидается, что стандарты должны охватывать важные знания и навыки, которыми должны овладеть ученики - чтобы определить «общую картину». Государственные стандарты должны быть рациональными. Некоторые государственные стандарты подвергают критике за то, что они чрезмерно большие по объему, что они размыты, что они чрезвычайно тяжелы, что они подрывают местные программы более высокого уровня и процесс преподавания, а также за то, что они поддерживают одну из сторон в случае образовательного или политического противостояния. Если стандарты некорректные или ограничены, такими же будут и основанные на них испытания. В любом случае, стандарты, усиленные государственными тестами, будут иметь значительное влияние на местные учебные программы и процесс обучения.
Экологическое оценивание
Экологическое оценивание предполагает прямое наблюдение и оценивание ребенка в разной среде, в котором он, как правило, работает. Цель такого оценивания - выяснить, как разное окружение влияет на ученика и его достижения в школе.
В процессе экологического оценивания возникают, в частности, такие важные вопросы:
- В каком окружении ученик обнаруживает трудности?
- Случаются ли случаи, когда он функционирует должным образом?
- Чего ожидают от ученика в среде такого типа с точки зрения академических достижений и поведения?
- Какие различия существуют в разных видах окружения, когда ученик обнаруживает самые большие и самые маленькие трудности?
- Какие последствия имеют такие различия в разных видах окружения для планирования методической работы?
Экологическое оценивание должно анализировать «полную учебную среду ученика». Тщательное экологическое оценивание должно охватывать:
- Взаимодействие между учениками, учителями и другими лицами в классе и других типах школьной среды.
- Презентацию материалов и идей.
- Выбор и использование материала для преподавания.
- Физическое окружение и обустройство классной комнаты или определение целей.
- Взаимодействие среди учащихся в других типах среды.
Экологическое оценивание также может распространяться на:
- Культуру и убеждения ребенка.
- Стиль преподавания учителя.
- То, каким образом используется время в классе.
- Ожидания в обучении, поведении и социализации в определенной учебной среде.
Компоненты экологического оценивания четко показывают, что оно охватывает многие аспекты жизни ученика, чтобы получить подробное описание ситуации.
Оценивание на основе учебной программы
Прямое оценивание академических навыков является одной из альтернатив, которая в последнее время приобрела популярность. Хотя существует ряд моделей прямого оценивания, они все равно предполагают, что оценивание должно быть непосредственно связано с учебной программой.
Тогда как стандартизированные коммерческие тесты успешности измеряют широкие разделы учебной программы или навыки, оценивание на основе учебной программы, измеряет конкретные навыки, которые сейчас преподают в классе, обычно - базовые навыки. Было разработано несколько подходов к оцениванию на основе учебной программы. Для них общими являются четыре характеристики:
- Процедурами оценивания непосредственно оценивают учеников с использованием материалов, по которым их учили. Это предполагает использование образцов с учебной программы.
- Администрирование каждой части измерения, как правило, длится короткое время (1-5 минут).
- Оценивание построено таким образом, что возможны частые и повторяющиеся измерения, а сами измерения легко поддаются изменениям.
- Данные обычно представляют в графическом виде, что делает возможным мониторинг успеваемости ученика.
«Тесты» успешности в этом случае непосредственно вытекают из учебной программы. Например, ребенка могут попросить почитать с его книги для чтения в течение одной минуты. Так можно получить данные о правильности и скорости чтения и сравнить их с другими учениками класса или района. Оценивание на основе учебной программы проводится быстро и предоставляет конкретную информацию о том, как ученик может отличаться от своих сверстников. Поскольку оценивание связано с содержанием учебной программы, учитель получает возможность выбирать преподавание в соответствии с текущими способностями ученика и выделять разделы, в которых необходимы адаптация или модификация учебной программы.
Оценивание на основе учебной программы также обеспечивает информацией о точности и эффективности (скорости) усвоения навыков выполнения задания. О последнем часто забывают, когда оценивают усвоения учеником программы, хотя это является важной информацией для разработки стратегий вмешательства. Оценивание на основе учебной программы также является полезным для оценивания краткосрочного прогресса в обучении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)