Социальная изоляция
Концепция социальной изоляции (или социального исключения, отторжения) сформировалась в развитых европейских странах как метод изучения и описания положения специфических групп населения. Появление ее обусловили политико-экономические и социологические теории прошлых лет. К общественному и научному обороту понятие «социальная изоляция» было введено французскими политиками и обществоведами. В течение 80-90-х годов XX века оно достаточно быстро распространилось в большинстве стран Европы.
Социальная изоляция - это понятие, которое используют в настоящее время во многих странах, для того, чтобы охарактеризовать современные формы социальных препятствий. Социальная изоляция касается процессов, при которых отдельные люди и целые сообщества людей систематически сталкиваются с ограничением их прав, возможностей и ресурсов (например, жилищные условия, трудоустройство, здравоохранение, привлечение к общественной жизни, демократическое участие и т.д.), обычно доступных для других членов общества. Другими словами - это следствие многочисленных потерь, которые делают невозможным в полном объеме участие лиц или групп лиц (пожилых людей, лиц с инвалидностью, искателей убежища и других) в экономической, социальной и политической жизни общества.
Предметом как грубых, так почти незаметных форм социальной изоляции может стать любой, если он отличается в обществе. Она может коснуться каждого: общество, достигая новых технологических и экономических высот, поднимает на вершину одних людей, оставляя других позади.
Один из самых заметных примеров социальной изоляции людей с инвалидностью в России - это несовершенная государственная политика по обеспечению прав и стимулированию средств массовой информации к расширению информации для людей с поражениями слуха. Конституция России гарантирует доступность информации всем гражданам, однако только 5-7% телепередач имеют перевод на жестовый язык и титрования для лиц с поражениями слуха.
Лица с инвалидностью остаются отторгнутыми от многих сфер социальной жизни. Более всего они страдают от предвзятого отношения к ним со стороны других лиц. Поэтому важной задачей общегосударственной политики является воспитание, разъяснение и формирование у населения толерантного отношения к людям с инвалидностью.
Большое значение имеет формирование культуры восприятия людей с инвалидностью как равных членов общества в общественно значимых сферах (власть, управление, производство, наука, финансовая сфера и т.д.).
Одной из важных предпосылок для привлечения людей с инвалидностью является создание для них возможностей вести независимый образ жизни и принимать участие во всех его сферах путем обеспечения им доступа наравне с другими к инфраструктуре, транспорту, информации и т.д. Противоположностью социальной изоляции является социальная инклюзия, или положительные действия направлены на изменение обстоятельств и навыков, которые вызвали изоляцию человека в жизни общества.
Социальная интеграция
В XVII веке швейцарский математик Я. Бернулли вводит в математику термин «интеграл». В последующие три века термин «интегрировать» постепенно входит в другие области научной жизни - сначала в философию, затем в психологию, социологию, а затем в педагогику. Что касается дефиниции понятия «интеграция», то в научной литературе мы не встретим двух одинаковых определений. Это можно объяснить, во-первых, наличием множества моделей, типов интеграционных процессов, которые различаются по целям и функциям, и, во-вторых, различиями национальных интересов, которые отстаивают отдельные государства.
Социальная интеграция - процесс преобразования сравнительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую целостную систему, которая характеризуется согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов. Это установление оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления. Основой социальной интеграции служит деятельность людей в рамках того или иного общественно-политического строя. Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором каждый человек обладает правами и обязанностями и призван играть в нем активную роль.
В педагогике термин «социальная интеграция» появился в ХХ веке и применялся сначала в США в решении проблем расовых, этнических меньшинств, позже - детей эмигрантов. Только в 60-х годах ХХ века термин появился в научном использовании Европейского континента и стал употребляться в отношении лиц с инвалидностью.
В социологии термин «социальная интеграция», как правило, применяется наряду с «социальной солидарностью». На самом деле «социальная интеграция» (акт принятия) и «социальная солидарность» (акт понимания проблем) разделены во времени. Промедление в преодолении зависит от того, какие ощущения возникают относительно нового полученного опыта.
Например, во многих странах условия проживания, учебы, работы для людей с инвалидностью считаются хорошо продуманными, так как для своей повседневной жизни им обеспечена физическая, информационная доступность. Но есть ли основание говорить о полной интеграции? Конечно, нет. Общество все еще воспринимает инвалидность как слабость, даже если люди с инвалидностью делают вещи, которые не могут сделать другие. Мировые спортивные чемпионаты всегда посещаются большим количеством зрителей и хорошо освещаются в средствах массовой информации. Но когда речь идет о спорте для людей с инвалидностью, то ситуация меняется на диаметрально противоположную.
Мы живем в обществе, в котором определенные барьеры по инвалидности, а также расовой принадлежности, религиозным убеждениям, полу, социальному положению, возрасту и сексуальной ориентации могут повлиять на реализацию возможностей, прибыль, гражданские права и здоровье человека. Поэтому сплоченность сообщества, в которой каждый имеет ощущение того, что он является членом общества, имеет большое значение для изменения этого положения. В связи с этим в настоящее время актуально формировать взаимодействие между различными сообществами, общинами, группами населения для того, чтобы противодействовать нетолерантному отношению, неосведомленности, появлению страхов, предупреждению и дискриминации. Сплоченность общества, групп предусматривает создание окружения, в котором признаются и ценятся различия людей. Уважение к индивидуальным особенностям является важной составляющей развития успешного демократического общества.
Все большую актуальность приобретает социальная интеграция людей с тяжелыми умственными поражениями. Ученые-социологи из Колумбийского и Гарвардского университетов провели исследование качества жизни среди этих пациентов, применяя теорию социальной интеграции. По результатам исследования были доказаны потенциальные возможности социальной интеграции этой группы лиц, ее эффективного долгосрочного лечения и развитие положительных эмоций у пациентов. Известно, что недостаток положительного социального взаимодействия и восприятия имеет негативные последствия для человека, семьи, общества и перспектив общества.
В ХХ веке вопросы социальной интеграции привлекают к себе все больше и больше внимания. На Всемирном саммите по вопросам социального развития инклюзивное общество определено как «общество для всех», в котором каждый индивидуум, каждый, кто имеет права и обязанности, должен играть активную роль. Такое инклюзивное общество имеет механизмы приспособления к индивидуальным чертам, дает возможность активного участия всех людей в политической, экономической и социальной жизни, обеспечивает равные возможности для всех, чтобы каждый мог достичь максимального жизненного потенциала.
Создание стабильного, безопасного и справедливого общества - это медленный и кропотливый процесс. Но это лучший путь к предупреждению социальных конфликтов и развития жизнеспособного окружения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)