Теоретические аспекты изучения внедрения инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая бы отвечала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Другими словами, обучение детей с инвалидностью в обычных школах. Чтобы понять особенности инклюзивного образования, нужно четко понимать возможности, права, потребности тех, на кого оно направлено. Качество такого обучения детей с инвалидностью напрямую зависит от отношения к ним окружающих. А само отношение к детям с инвалидностью обусловлено исторически и зависит даже от экономического, социального, политического развития страны.
В античном мире к людям относились с предубеждением не только потому, что они не могли участвовать в общественной жизни и быть «полноценными гражданами», но и потому, что их недостатки вызвали мистический ужас и верования в то, что их болезнь имеет демоническое происхождение. В те времена некоторые верили, что Бог «Создал инвалидность» как метод наказания - или же человека, или родителей.
Другие рассматривали «инвалидность» как специальный подарок от Бога и верили, что человек с инвалидностью имеет на земле более значимую цель.
Свидетельство о негативном отношении в Древней Греции и Риме к людям, которые имели те или иные физические недостатки, находим во многих произведениях древнегреческих философов. Например, Аристотель считал, что людей с инвалидностью «не следует исправлять» и не «следует допускать к общественной жизни». Сенека писал: «Мы убиваем калек и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и уродливыми. Мы делаем так не из-за гнева и огорчения, а руководствуясь правилами разума: отделять непригодное от здорового». А Законы Ликурга рекомендовали лишать жизни детей с физическими недостатками. Вообще равнодушие к детям царило до конца средневековья. Убийство и запустения новорожденных детей были повседневной практикой в ранние периоды человеческой цивилизации. Но в средневековье во Франции и Англии наблюдались случаи заботы за людьми с инвалидностью. Это были лица, подвергшиеся увечьям во время военных действий.
Вообще до XIX в. учить и лечить детей с проблемами в развитии практически не пытались. Они оставались дома со своими семьями или их отдавали в приюты. И только в последние десятилетия в дошкольные образовательные заведения во всем мире начали привлекать детей с особыми потребностями. Усилия, направленные на создание инклюзивных классов, то есть классов, где вместе учатся все дети, независимо от их возможностей, способностей, социального и экономического положения, происхождения и т.п., нашли широкий отклик и поддержку общественности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)