Особенности работы психолога с детьми с инвалидностью
Профессия психолога на современном этапе становится все более актуальной в связи с появлением широкого круга социально-психологических проблем, решение которых требует квалифицированной помощи, одна из которых - это внедрение инклюзивного образования. Психологическое сопровождение инклюзивного обучения требует особого внимания. Соответственно, нормативными документами определены задачи психолого-педагогического сопровождения в сфере инклюзивного образования:
- актуализация личностного потенциала развития ребенка;
- формирование положительных межличностных отношений у учащихся с нарушениями психофизического развития и их сверстников в процессе внутренней школьной интеграции;
- консультирование родителей или лиц, их заменяющих, об особенностях развития, общения, обучения, профессиональной ориентации, социальной адаптации ребенка и т.п.
Реконструкция особенностей представления об инклюзивном образовании в сознании старшеклассников до проведения просветительского тренинга «Равные возможности - равные права»
С целью исследования представления старшеклассников об инклюзивном образовании исследуемым предлагалось назвать 10 ассоциаций к слову-стимулу «Человек с инвалидностью».
После осуществления частотного анализа собранного материала, были получены результаты, которые указывают на то, что чаще всего подростки ассоциируют человека с инвалидностью с ограниченными возможностями и недостатками; также представляют его как человека сильного духом, несчастного, нетрудоспособного и вызывающего жалость; в сознании старшеклассников человек с инвалидностью также одинокий, замученный, нуждается в общении, и вызывает чувство, которое наталкивает на помощь. Остальные ассоциаций имеют незначительное количество повторений.
При категориальном распределении ассоциаций можно наблюдать такую тенденцию - категории будто дублируют основные потребности подростков, то есть это межличностные отношения, внешние признаки, эмоциональная сфера и ограничения выполнять работу самостоятельно. Что может свидетельствовать о том, что старшеклассник видит образ человека с инвалидностью, отталкиваясь от своих убеждений и мировоззрения.
Результаты теоретического анализа проблемы представления старшеклассников о детях с инвалидностью, объясняют полученные данные в ходе проведения исследования. Все приведенные ассоциации в какой-то степени объясняют основные потребности в подростковом возрасте. Это и потребности в понимании, общении, в успехе в деятельности, но анализируя ассоциации, заметно, что в представлении старшеклассника возникает образ человека с инвалидностью, который не в состоянии удовлетворить данные потребности. Также для этого возрастного периода является важным внешний вид, часто у подростков наблюдается недовольство собственным телом, на что они обратили внимание, ассоциируя людей с ограниченными возможностями (не красивый, кривые руки и ноги и др.). То есть, ребенок воспринимает людей с особенностями через призму собственных потребностей. Исходя из этого можно говорить о явлении каузальной атрибуции, не является исключением то, что подростки приписывают таким людям качества и характеристики, исходя из собственных убеждений.
С целью проанализировать отношения старшеклассников к детям с инвалидностью в их сознании была осуществлена факторизация усредненных данных.
Для начала старшеклассникам было предложено оценить по 10 балльной шкале близость выделенных характеристик к образу ребенка с инвалидностью.
В результате факторизации данных обобщенной матрицы оценки характеристик детей с инвалидностью старшеклассниками, было выделено три значимых фактора.
В состав первого биполярного фактора вошли такие признаки человека с инвалидностью:
- человек с недостатками;
- ограниченные возможности;
- сильный духом, потому что живет с этим;
- одинокий.
Анализ шкал, которые образуют фактор, позволяет интерпретировать его как характеристику несостоятельности и отторжения.
Второй однополюсный фактор включает всего один признак:
- такой, как мы.
Анализ шкалы, которая образует фактор, позволяет интерпретировать его как характеристику идентификации.
Третий однополюсный фактор включает также одну шкалу:
- несчастный.
Анализ шкалы, которая образует фактор, позволяет интерпретировать его как характеристику отсутствия эмоционального удовлетворения.
Можно утверждать, что представления старшеклассников о детях с инвалидностью, прежде всего, характеризуются отношением к ним как к несостоятельным и отверженным, связывая это с проблемами здоровья и ограниченными возможностями и, противопоставляя показателям «одиночество» и «сильная духом личность».
То есть старшеклассники одиночество и прочность духом, о которых они указывают характеризуя людей с инвалидностью, не связывают с их физическими недостатками и ограниченными возможностями. Также старшеклассники, представляя человека с особыми потребностями, сравнивают его с собой и придают ему статус «Эмоционально недовольный».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)