Содействие в реализации прав на равный доступ к качественному образованию
Одним из приоритетных направлений государственной политики в отрасли образования является содействие в реализации прав на равный доступ к качественному образованию детей с особыми потребностями, численность которых, к сожалению, постоянно растет и достигает (по данным психолого-медико-педагогической комиссии) более 11% детского населения. Стратегическими государственными ориентирами при этом является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и др.
Право на образование граждан России, включая детей с особыми потребностями, закреплено в законах «Об образовании», «Об общем среднем образовании», которыми определено право всех граждан на бесплатное образование в государственных учебных заведениях независимо от состояния здоровья; создание условий для обучения в соответствии со способностями и интересами.
Законодательные документы предусматривают создание условий для получения ими качественного образования, а именно:
- обеспечение доступности и бесплатности различных форм высококачественного образования в государственных и коммунальных учебных заведениях;
- бесплатность в государственных и коммунальных учебных заведениях для детей с особыми потребностями;
- формирование сети учебных заведений, способных обеспечивать высококачественные образовательные услуги, создание дошкольных учебных заведений разных типов, профилей и форм односменного, профильного и дистанционного обучения и внешкольных учебных заведений.
В соответствии с международными стандартами разработан ряд положений по развитию специального образования, подготовлены соответствующие нормативно-правовые документы (Положения о инклюзивном обучении детей с нарушениями психофизического развития; Положения о специальной вечерней школе для глухих; Программа поддержки одаренных детей- инвалидов и др.).
Сейчас реформирование системы образования для детей с особыми потребностями и, прежде всего, с инвалидностью, происходит с учетом как вышеупомянутых ориентиров, так и прогрессивных мировых тенденций: от институализации к инклюзии. Инновационная методологическая парадигма такого реформирования базируется на принципах ребенкоцентризма, предусматривающих выявление природных наклонностей каждого ребенка, создание условий для их успешного развития, содействие самореализации сначала в обучении, а затем и в жизни. Принципы ребенкоцентризма обусловливают переход от стратегии предоставления образовательных услуг по нозологическим направлением в ячейках, которыми до недавнего были специальные школы-интернаты, стратегии удовлетворения образовательных потребностей в заведениях, которые выбирают родители детей с особыми потребностями с учетом особенностей организационно-педагогического, учебно-методического и коррекционно-развивающего сопровождения. Реализации этой стратегии способствует имеющаяся в России достаточно мощная сеть учебных заведений для детей, которые имеют те или иные нарушения психофизического развития (специальные дошкольные и общеобразовательные заведения, учебно-реабилитационные центры, учебные заведения со специальными группами и классами).
Анализ европейского опыта предоставления образовательных услуг детям с особыми потребностями (Италии, Испании и др.) показал необходимость сохранения и укрепления такой сети специальных учреждений, поскольку тотальная ликвидация подобных учреждений в периоды образовательного реформирования образования была признана ошибочной, их восстановление потребовало немало усилий и, прежде всего, финансовых со стороны государственных органов. В России процессы так называемой оптимизации сети специальных заведений практически приостановлены.
На этом фоне разработана концептуальная база развития отечественной дефектологии (специальной педагогики, специальной психологии).
Наряду с подготовленными и соответствующим образом одобренными концептуальными разработками (Концепция реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, Концепция специального образования лиц с особенностями психофизического развития на ближайшие годы и перспективы), с учетом инновационных стратегических ориентиров, намечены новые направления и пути получения образования детьми с особыми потребностями, содержащие свое отражение в концепциях:
- инклюзивного образования;
- дошкольного образования детей с нарушениями слуха;
- дошкольного образования детей с умственной отсталостью;
- психолого-педагогического сопровождения детей с глубокими нарушениями зрения раннего возраста;
- реализации содержания дошкольного образования детей с нарушениями зрения;
- обучения иностранному языку детей с нарушениями речевого развития и др.
Государственная политика относительно детей с нарушениями психофизического развития направляется на предоставление им равных с другими детьми возможностей для реализации своих конституционных прав. В обществе формируется новая философия государственной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями, постепенно меняются взгляды на проблемы равенства возможностей, принимаются меры по недопущению дискриминации детей. Права детей с нарушениями психофизического развития закреплены рядом законодательных актов. Проводятся мероприятия по совершенствованию сети специальных образовательных и реабилитационных заведений. Активизировалась деятельность по формированию системы инклюзивного образования. Увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями, интегрированных в общеобразовательные учебные заведения.
Вместе с тем, в организации деятельности по обеспечению прав таких детей на образование, здравоохранение и социальную защиту есть серьезные проблемы и существенные просчеты.
Сложные экономические условия, ухудшение экологической ситуации, чрезмерная техногенная нагрузка, неблагополучные условия труда женщин, несовершенство системы медицинского и социального обеспечения, высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение качества продуктов питания, рост стрессовых ситуаций в повседневной жизни вызывают увеличение количества детей с различными видами заболеваний.
Обеспечению прав детей с нарушениями психофизического развития на качественное образование, здравоохранение, социальную защиту и поддержку еще не уделяется должного внимания в деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Не ведется согласованный межведомственный статистический учет детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего возникают различия в данных о количестве таких детей в различных органах исполнительной власти, которыми они занимаются.
Не налажено системное сотрудничество центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам медицинского, психолого-педагогического, социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью, начиная с раннего возраста.
Не созданы условия для деятельности большинства областных, районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций. Требует немедленного решения вопрос об образовании коррекционных пунктов как отдельных структурных подразделений городских, районных, областных психолого-медико-педагогических консультаций, а также на базе отдельных дошкольных и общеобразовательных учебных заведений с целью предоставления коррекционно-реабилитационной помощи детям с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных группах в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
Требует совершенствования система раннего выявления и своевременной медицинской реабилитации детей с врожденными пороками или нарушениями развития, обеспечения их надлежащей медицинской помощью, дальнейшее развитие мультидисциплинарного подхода к оказанию комплексных психолого-медико-педагогических услуг.
Недостаточное количество детских врачей-психиатров, квалифицированных педагогических, медицинских и социальных работников, специальных психологов для работы с детьми с инвалидностью. В штатных составах дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений не предусмотрена должность социального работника для сопровождения ребенка с инвалидностью, который не может самостоятельно передвигаться, что затрудняет интеграцию такого ребенка в общеобразовательное пространство.
Не разработаны типовые штатные нормативы для учебно-реабилитационных центров, что затрудняет их укомплектование соответствующими кадрами и не способствует процессу расширения сети таких центров в регионах.
Не предусмотрено повышение оплаты труда педагогических работников, работающих в инклюзивных группах / классах в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях, а также руководителей таких учебных заведений.
Не соответствует потребности уровень финансирования программ по обеспечению детей с инвалидностью техническими и другими средствами реабилитации. Недостаточным является финансирование для обеспечения учебно-методической базой, в частности учебниками, учебными пособиями, детей с недостатками зрения, слуха и умственного развития. В недостаточном объеме осуществляются субтитрование и перевод на жестовом языке видеофильмов, передач и программ для детей с нарушениями слуха.
Не обеспечивается решение вопросов архитектурной доступности социальной инфраструктуры (жилых зданий и медицинских, образовательных учреждений, учреждений социального назначения и т.п.). 25 процентов дошкольных и 40 процентов общеобразовательных учебных заведений признаны доступными в соответствии с государственными строительными нормами для маломобильных групп населения. Недостаточное количество специальных автобусов, приспособленных для перевозки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к месту обучения и домой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)