Главные задачи в образовании детей с нарушениями психофизического развития
На сегодняшний день в образовании детей с нарушениями психофизического развития есть две главные задачи. Первая - это работа институтов неинклюзивного, специального образования. То есть, это интернаты, специальные классы, специальные школы и т.д., которые на самом деле существуют. Переход к инклюзии в сфере образования в случае, если есть специальное образование, нужно вводить осторожно, исходя из интересов ребенка, который пока учится в неинклюзивном заведении.
Вторая задача - банальное и очень важное - распространение и глобализация системы инклюзивного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного учебного заведения к высшим учебным заведениям, аспирантуре и тому подобное.
На сегодняшний день Министерством образования и науки вообще не обрабатываются ни концептуально, ни поэтапно, как прогресс инклюзии, ни в разрезе системности, комплексности вопросы реализации принципа внедрения инклюзии в интернатах. Это необходимо, и этим надо заниматься.
Система специального образования в некоторых случаях является концептуально необходимой. Ребенка с инвалидностью нельзя молниеносно изъять из системы специального образования, нужно использовать соответствующие кадровые, материально-технические, методические наработки инклюзивного образования в рамках этих определенным образом изоляционных институций.
Необходимо двигаться в направлении предоставления качественных образовательных услуг детям с инвалидностью для возможности их безболезненной интеграции в общий процесс образования после интерната или во время пребывания в интернате. В интернатах сегодня, к сожалению, уровень преподавания и предоставления образовательных услуг является низким. Проблемным является даже общее развитие ребенка. Просто развитие ребенка в интернате - это проблема, а уровень патронатной поддержки ребенка низкий, квалификация персонала не выдерживает критики. Для решения проблемы предоставления качественного образования детям с инвалидностью в специализированных учреждениях нужен мощный постоянный мониторинг ситуации, поиск оптимальных, разумных расходов на улучшение предоставления образовательных услуг на всех уровнях.
Одной из насущных проблем во время нахождения детей в интернатах является целевое расходование средств, которые выделяются на их содержание. Известно, что около 25 процентов государственной помощи или пенсии, которые поступают на счет ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, в том числе детей-инвалидов, находящихся в интернатах, разворовываются. А после смерти эти средства куда-то исчезают.
Итак, общей проблемой предоставления услуг детям с инвалидностью в интернатах является необходимость улучшения работы по каждому направлению - образование, социальная помощь, здравоохранение. Пока ситуация такова, что критическим является само пребывание ребенка с инвалидностью в интернате, поскольку иногда это угрожает его существованию. Интернат - это вынужденная, но существенная необходимость, осовременить подходы в этой сфере - это то, что сегодня нужно, минимизируя их как институцию.
Инклюзия в общеобразовательном процессе - это главное направление, это путь, которым мы идем. Главным достижением является то, что инклюзия определена, она работает, она воспринимается обществом как главное направление. Но остро стоит проблема инклюзивного образования для детей дошкольного возраста, поскольку в настоящее время вопрос дошкольной инклюзии даже не урегулирован на законодательном уровне.
Решение вопроса интеграции в общеобразовательное пространство усложняется недостаточным количеством автобусов, специально предназначенных для перевозки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только часть автобусов приспособлены. Но, самое страшное в сфере барьерности - это барьерность учебного заведения, куда ребенок добрался, преодолев множество барьеров вместе с родителями. Но самое страшное, что и сегодня продолжают строить новые учебные заведения, недоступные для детей с инвалидностью! Продолжают расходовать государственные средства на недоступность образования для детей с инвалидностью. При этом никто не удивляется.
Еще одна проблема внедрения инклюзии - неготовность педагогов. Готовность не только профессиональная, методическая, методологическая, но и ментальная. Есть много педагогов, которые не готовы воспринимать инклюзию как таковую. К сожалению, такое ментальное неприятие детей с инвалидностью в дошкольных учреждениях наблюдается и у родителей здоровых детей.
Проблемой является отсутствие системных разработок по различным методикам, в зависимости от нозологии инвалидности, особенно преподавание в общеобразовательных учебных заведениях инклюзивного типа. Их внедрение на сегодняшний день отсутствует как системный фактор.
Главной проблемой в сфере обеспечения охраны здоровья детей с нарушениями психофизического развития является то, что Минздрав просто не видит детей с инвалидностью, которые нуждаются в медицинском обеспечении. Одним из основных факторов в сфере здравоохранения, который творит чудеса, является реабилитация. Реабилитация детей с инвалидностью - это чудодейственное, невероятно эффективное средство минимизации патологий, связанных с состоянием здоровья, мобилизацией компенсаторных возможностей больного ребенка, а это главное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)