Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Количество обращений от семей с целью поиска путей реализации рекомендаций консультации увеличилось, при этом у подавляющего большинства семей основным требованием является создание условий для их детей в общеобразовательных учебных заведениях. Насущной стала потребность в широкой осведомленности педагогов по вопросу инклюзивного обучения и налаживания взаимодействия консультации именно с общеобразовательными учебными заведениями с целью включения детей с особыми потребностями в учебно-воспитательный процесс. Если раньше основной такого сотрудничества была просветительская направленность, то сейчас актуальна потребность родителей в осуществлении их сопровождения в общеобразовательных учебных заведениях или другими словами отстаивании прав их детей.
Процесс поиска путей помощи этим семьям оказался сложным и на начальном этапе не предусматривал значительных позитивных изменений. В ходе изучения опыта работы инклюзивных ресурсных центров была отмечена общая проблематика и барьеры в развитии инклюзивной образовательной среды.
Была начата реализация проекта, в рамках которого создан Инклюзивный ресурсный центр с целью предоставления консультаций и проведения просветительской деятельности по вопросам организации инклюзивного обучения среди педагогов общеобразовательных учебных заведений и семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
В основе проекта лежит подход, предусматривающий выполнение основных международных документов, в частности Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью. Долгосрочной целью проекта является успешное участие особых детей в жизни общества.
На сегодняшний день Инклюзивный ресурсный центр в рамках своей деятельности выполняет следующие функции:
- Информационную: осуществляет сбор и распространяет информацию о существующих ресурсах и услугах для помощи детям с особыми образовательными потребностями, их родителям, педагогическим работникам, которые работают с этой категорией детей.
- Консультационную: консультирует родителей детей с особыми образовательными потребностями, педагогов, администрации учебных заведений относительно работы с детьми названной категории, а также организует и проводит семинары, тренинги, «круглые столы».
- Отстаивание прав: определение проблемы, разработка и продвижение механизмов ее решения.
- представляет собой творческое объединение исследовательской и организационно-методической работы, что предусматривает изучение концептуальных идей инклюзивного обучения, содержания взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, изучение и планирование перспективных направлений работы с родителями, с детьми, а также поиск эффективных путей их реализации.
- разработаны первоочередные направления в работе с семьями особых детей, а именно:
- разъяснительная и учебная работа по инклюзивному обучению;
- консультативная работа с целью развития интереса родителей к новым формам обучения их детей;
- информационная работа с целью знакомства с профильными государственными и общественными учреждениями и формирование потребности в эффективном взаимодействии в направлении реализации различных социальных потребностей;
- психологическая поддержка в целях развития уверенности, готовности преодолевать жизненные трудности.
- практической работы с семьями позволил выделить эффективные виды деятельности, которые помогают их участникам осознать свою значимость в процессе не только внедрения инклюзивного обучения, но и в процессе социальной инклюзии. К ним относятся следующие:
- тренинги, в ходе которых участники имеют возможность познакомиться и обменяться опытом;
- заседания родительского клуба с целью планирования деятельности;
- общие встречи выходного дня вместе с детьми;
- целенаправленные наблюдения за особенностями взаимодействия собственного ребенка со сверстниками.
- опорой в деятельности психолого-медико-педагогической консультации стала группа активных родителей, которые воспитывают детей с аутизмом. Это та категория семей, которые имеют опыт сотрудничества с различными учреждениями, как местного уровня, так и за пределами области, знают возможности своих детей и осознают необходимость качественного учебно-коррекционного процесса для их особых детей.
- с родителями проводилась в несколько этапов. На первом этапе была введена серия практических тренингов с родителями, которые воспитывают детей с особыми образовательными потребностями и планируют их дальнейшее обучение в условиях инклюзивной школы. Приглашены были родители, которые обращались в психолого-медико-педагогическую консультацию. Целью было информирование их по вопросам инклюзивного обучения, развитие умения представлять своего ребенка, улучшение способности родителей активно участвовать в процессе отстаивания прав своих детей, а также создание командного сотрудничества между родителями. Темы для обсуждения родителями избирались самостоятельно из перечня, который был разработан специалистами областной психолого-медико-педагогической консультации.
- были родители, которые воспитывают детей с различными нарушениями (нарушения опорно-двигательного аппарата и аутизм), были созданы две активные группы людей, которые начали заниматься разработкой и реализацией плана действий по внедрению инклюзивного обучения в различных учебных заведениях. По инициативе родителей был организован родительский клуб
- общем, Инклюзивный ресурсный центр внедряет инклюзивную политику среди общественности области, вносит инклюзивную культуру в учебные заведения, наполняет ею педагогический труд и помогает учителю соблюдать инклюзивные ценности, а самое главное является надежной опорой для семей, воспитывающих особых детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)