Проблема гиперопеки в воспитании детей с психофизическими нарушениями
Гиперопека (или гиперпротекция) является одним из типов семейного воспитания, который характеризуется чрезмерным попечительством ребенка, лишает его самостоятельности. Противоположный тип - гипоопека (гипопротекция), когда ребенок не получает должного внимания родителей. На фоне этих противоположных типов воспитания существуют различные варианты как гиперопеки (потуральная, доминирующая, повышенная моральная ответственность), так и гипоопеки (эмоциональное отторжение, жестокое обращение). Эти типы семейного воспитания играют чрезвычайно важную роль в формировании личности ребенка, поэтому им уделяется большое внимание в психотерапии семьи. Особое значение гиперопека (а иногда и гипоопека) приобретает в процессе воспитания ребенка с психофизическими нарушениями. Гипоопека, как попытки родителей эмоционально и физически отстраниться от ребенка, передать его на воспитание нянь, родственников или просто в дом-интернат является уродливой формой отцовства. К счастью, такие семьи всегда составляли меньшинство даже в условиях содействия передаче ребенка на государственное содержание. Сегодня, когда общество возвращается к исповеданию семейных ценностей, гипоопека детей с нарушениями развития требует профилактических мероприятий и составляет отдельную проблему.
Гораздо более распространенной является именно гиперопека больного ребенка, которая выступает существенной преградой в реализации сохранившихся возможностей его развития. Это одна из самых актуальных тем в консультативно-образовательной работе с родителями. С гиперопекой связано много других проблем развития ребенка, его отношений с окружающими, осложнения отношений с родителями, особенно в подростковом возрасте.
Истоками гиперопеки является чувство вины, особенно матери, перед ребенком за то, что «не сумела родить здорового, не уберегла». Это чувство часто живет в подсознании, а на поверхности понятная всем жалость к ребенку, который обделен судьбой, многое не может из того, что доступно здоровым детям, незащищен перед миром. Однако не малую роль в гиперопеке играет и то, что ограниченного во многих возможностях ребенка гораздо труднее научить чему-то, чем просто быстро сделать это самому. Поэтому последствия гиперопеки чаще проявляются в семьях, где не очень задумываются над развитием ребенка, над помощью ему научиться жить с ограничениями, потому что это требует от родителей осознанной длительной и тяжелой работы и даже мужества, чтобы, преодолевая ситуативную жалость, смотреть вперед для будущего его блага.
Прежде всего, гиперопека вредно сказывается на общем психическом развитии ребенка, потому что ограничивает его и без того пониженную активность: он не успевает сделать усилие, чтобы удовлетворить какое-то свое желание, как мама его угадывает и удовлетворяет. Так, может задерживаться даже развитие речи ребенка, потому что у него редко возникает возможность что-то попросить и, тем самым, упражняться в средствах, которые позволяют добиться понимания его окружающими. Задерживается формирование навыков самообслуживания, которые являются жизненно важными для улучшения качества жизни и самого ребенка, и всей семьи, которая им занимается. В целом, ребенок не учится делать усилия, и это будет препятствовать тому, чтобы он мог многому научиться и в школе, и в общении, и во всех других сферах жизни.
Кроме задержки общего психического развития гиперопека негативно сказывается на формировании личности ребенка. Слово «нельзя», которое в таких случаях исчезает из употребления, дезориентирует ребенка в жизни. Ведь наступит момент, когда с запретом, отказом в чем-то придется считаться, и у не подготовленного к этому ребенка начинается психологический конфликт. Особенно негативно это скажется на расширении общения ребенка со сверстниками и взрослыми, требующих взаимных уступок, чувства дистанции.
Особенно тяжелым последствием гиперопеки больного ребенка является враждебное отношение к нему братьев и сестер, которые оказались обделенными материнским теплом и заботой. Действительно, мама, чрезмерно опекая больного ребенка, ни в чем его не ограничивая, часто может быть несправедливой к другим членам семьи, особенно здоровым детям.
Еще одним тяжелым последствием гиперопеки является нарастание конфликта между родителями и ребенком по мере его взросления, ведь гиперопека это и ограничение свободы, система всяких запретов, чтобы «случайно чего не вышло».
Пора автономизации от родителей, которая является закономерным явлением в подростковом возрасте, конечно касается и ребенка с определенными психофизическими нарушениями. Ему становится недостаточно общения только с матерью, и он начинает бунтовать против любви, которая становится путами. Часто приходится сталкиваться с такой проблемой в семьях, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сложность этой проблемы заключается в необходимости разграничения во времени почти полной физической зависимости подростка от других членов семьи и психологической автономии личности, права на собственное мнение, поступок. Это типичная проблема подросткового и юношеского возраста и в отношениях здоровых детей с родителями. В случаях тяжелой физической инвалидности детей она приобретает особое обострение и связана с очень крепким стереотипом родительской опеки, без которой дети во всех своих жизненных функциях не могут обойтись. Иногда, даже если родители занимают взвешенную позицию в вопросах бытовой приспособленности сына или дочери, им часто бывает трудно согласиться отпустить их из дома по своим делам, положившись на помощь волонтеров. Особенно они боятся юношеской влюбленности, видя в ней дополнительные страдания своих обделенных судьбой детей, которые могут столкнуться с безответными чувствами. Между подростками необходима определенная психологическая автономия и получение жизненного опыта, чтобы чувствовать себя полноценными людьми. Поэтому иногда оправдан и риск. На этой почве между родителями и детьми часто идут длительные конфликты с глубоким переживанием взаимных обид. Действительно, на первый взгляд, родителям бывает непонятной «черствость» и «неблагодарность» сына, который, физически завися от них до мелочей, вдруг заявляет, что хотел бы отдохнуть от их «тирании» и пожить самостоятельно. В таких случаях бывает очень удобной любая форма психологической помощи, на которую родители охотно отзываются, так остро в ней нуждаются.
Обсуждение проблемы гиперопеки и всех вопросов, с ней связанных, вызывает живой отклик у родителей в процессе бесед и лекций и бывает продуктивным в групповой дискуссии с элементами тренинга. Эта тема может быть одной из первых, которую можно выносить на обсуждение в группе родителей, как только между ними установится контакт, например, после нескольких праздничных встреч. Начав с беседы о гиперопеке и ее вредных последствиях, каждую следующую встречу группы можно посвятить отдельным проблемам, которые вытекают из гиперопеки. Как правило, родители, которые уже адаптировались в группе, заинтересованно делятся опытом и выносят на обсуждение вопросы, которые их беспокоят.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)