Педагогические технологии социальной работы с молодежью с особыми потребностями
Обоснованные концептуальные основы разработки педагогических технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного обучения в вузе, выступают базой для дальнейшего научного поиска для обоснования содержательной и процессуально-методической составляющих педагогических технологий.
Педагогические технологии социальной работы с молодежью с особыми потребностями предусматривают: обоснование мероприятий, обеспечивающих создание и функционирование инклюзивной среды вуза, а также разработку и применение мер по содействию гармонизации социального и индивидуального развития студентов с инвалидностью. Благодаря последнему ожидается формирование у студентов с инвалидностью профессиональных знаний и умений, усвоение общечеловеческих ценностей и осмысление себя членом социальной группы, определение своих позиций в ней, развитие социально значимых качеств; овладение различными формами самовыражения в различных видах социального поведения, осознание себя субъектом собственной деятельности.
Исходя из этого, социально-педагогическая работа с молодежью с особыми потребностями разворачивается в двух направлениях технологизации.
Первый обеспечивает развитие внутренней инклюзивной образовательной среды вуза, второй - формирование социально-педагогической и социально-психологической готовности студентов с особыми потребностями и членов их семей к активному и продуктивному функционированию в инклюзивном образовательном пространстве.
В рамках двух содержательных направлений, объединенных в «Комплексной программе социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями в инклюзивном образовательном пространстве» упорядочены конкретные процедуры, действия, формы, методы и средства, которые и составляют основу социальной работы с молодежью с особыми потребностями.
Методически-процессуальная часть педагогических технологий разрабатывается в соответствии с указанным содержательным направлением. Причем, первыми сочетаются формы, методы, средства, процедуры, которые связаны с организацией социального взаимодействия студентов с особыми потребностями, здоровых коллег, преподавателей, вспомогательного персонала в процессе адаптации и включения в микросреду академической группы. Также они связаны с налаживанием взаимодействия студентов с особыми потребностями с их семьями, общественными организациями, органами социальной инфраструктуры и местного самоуправления. Методически-процессуальный инструментарий, который сочетается вторым - обеспечивает осуществление коррекции отклонений психологических характеристик студентов с особыми потребностями, способствует решению их социально-педагогических проблем, обусловливает стимулирование развития их социальных качеств, субъектности и тому подобное.
Основным назначением Центра социальной инклюзии должна стать посредническая и координационная деятельность в организации социальных контактов и сотрудничества студентов с особыми потребностями с субъектами инклюзивного образовательного пространства.
Необходимыми специалистами в штате Центра социальной инклюзии являются:
- руководитель центра, в функции которого входят координация и анализ деятельности подразделения, осуществление непосредственной работы с субъектами образовательного пространства;
- координатор по связям Центра социальной инклюзии с абитуриентами и студентами с особыми потребностями с профильными преподавателями;
- оператор интернет-ресурса;
- методист физической реабилитации, социальный педагог и психолог.
- работе центра должна привлекаться команда специалистов в составе опытных преподавателей, которые работают на постоянной основе на кафедрах и исполняют функции по направлениям деятельности инклюзивного образовательного пространства, в частности:
- участвуют в повышении инклюзивной компетентности участников учебно-воспитательного процесса вуза;
- обеспечивают участие преподавателей профильных кафедр в профессиональной ориентации и подготовке к поступлению в вуз абитуриентов с особыми потребностями;
- предоставляют необходимые реабилитационные услуги абитуриентам и студентам по профилю деятельности.
- мультидисциплинарной команды определяют индивидуальные потребности студентов во вспомогательных средствах обучения, уточняют их учебные возможности и необходимость модификации учебных планов, в частности, определяют необходимость применения информационных технологий обучения, обеспечения доступа к информационно-поисковым системам сети Интернет и тому подобное.
- , что обоснование педагогических технологий социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями, которые технологически будут обеспечивать первое содержательное направление, связанное с определением форм и методов соответствующей подготовки представителей администрации, педагогических кадров и технического персонала заведения, родительской и студенческой общественности как важных субъектов создания и функционирования инклюзивного образовательного пространства вуза. В движении технологического уточнения, предназначенной для этого стратегии «использования сильных сторон», предлагается применять широкое разнообразие апробированных в педагогической практике инновационных форм и методов педагогического просвещения:
- круглых столов;
- научно-методических семинаров, вебинаров, «ярмарок педагогических идей»;
- «рабочих встреч» представителей администрации, педагогов, студентов с особыми потребностями и их родителей для обсуждения новых государственных нормативных документов по внедрению инклюзивного образования в вузах, внесения корректив в Устав вузов и другие образовательные документы;
- благотворительных и просветительских акций по формированию позитивного отношения всех субъектов образовательного процесса к идеям инклюзивного обучения и т.д.
- того, при выявлении определенных проблем актуализируется необходимость использования «стратегии избавления от недостатков и предотвращения угроз», которая может реализовываться через такие формы работы как:
- «Педагогические мастерские» для повышения квалификации педагогических работников и будущих специалистов в направлении привлечения их к участию в социально-профессиональном партнерстве в инклюзивном образовательном пространстве;
- «Банк интересных идей» по разработке методики повышения уровня «инклюзивности» образовательного пространства, которое включает все субъекты образовательной инклюзии;
- научно-методические семинары и спецкурс «Базовые основы инклюзивного обучения» для педагогов и студентов по разработке и внедрению дидактической модели формирования инклюзивной готовности и инклюзивной компетентности будущих учителей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.
- составляющей деятельности Центра социальной инклюзии является участие в формировании и повышении инклюзивной компетентности участников учебно-воспитательного процесса и подготовка вспомогательного персонала к оказанию социальной поддержки студентам с особыми потребностями. В соответствии с этим, особой необходимости в создании инклюзивного образовательного пространства приобретает разработка технологии взаимодействия специалистов Центра социальной инклюзии. Залогом хорошей командной работы выступают технологии выработки общего видения стратегии деятельности, использование взаимодополняющих возможностей, формы соблюдения взаимных обязательств и выражения доверия, методики повышения деятельно-ориентированной сплоченности, повышения функционально-ролевой мобильности и тому подобное. Сбалансированная командная работа минимизирует риск в процессе выработки и принятия решений, обеспечивает эффективность коллективной деятельности, характерным признаком которой является производительность.
- практики подготовки специалистов в вузах дает основания утверждать о недостаточности учета в образовательном процессе современных обновляемых условий профессионально-педагогической деятельности, что является крайне важным при создании инклюзивного образовательного пространства, поскольку позволяет избежать ситуации, когда выпускники, в частности, лица с инвалидностью, не имеют потенциала для трудоустройства и успешной профессиональной адаптации.
- теории к практике возможно через разработку и внедрение стратегии контекстного подхода к организации образовательного процесса в вузах, где обучаются студенты с инвалидностью.
- обоснование возможностей применения в современных условиях реформирования высшего образования контекстного подхода к отбору содержания профессиональной подготовки будущих педагогических кадров предусматривает четкое разграничение, дифференциацию в содержании образования будущих учителей.
- составляющую в содержании обучения студентов вузов понимают как некую знаковую систему, подготовленную заранее компетентными лицами, существующую независимо от учебной активности студента, как возможность, в которой «скрыта» профессиональная реальность; знаниевую - как совокупность знаний, полученную непосредственно студентом и связанную с его предыдущим опытом и реалиями будущей профессиональной деятельности, а именно:
- основные профессиональные понятия;
- ведущие идеи, концепции, теории обучения;
- принципы, основные законы и закономерности;
- сведения о способах познания и учебной деятельности, оценочные знания, понимание общей методики обучения и тому подобное.
- сочетания знаниевой и информационной составляющей в обучении студентов предлагается в рамках использования стратегии контекстного подхода широко применять технологии позиционирования историй успеха в жизни «особого» студента в условиях инклюзивного образовательного пространства, содержащих такие формы мотивации и позитивного настроя студентов, как:
- организации встреч с людьми с инвалидностью, достигших успехов в профессиональной деятельности и жизни;
- книжные выставки, посвященные вопросам самореализации людей с инвалидностью, «инклюзивный кинотеатр», просмотр фильмов, роликов социальной рекламы по проблемам людей с инвалидностью с последующим обсуждением на кураторских часах.
Предлагаются также активные формы обучения, предусматривающие положительное использование прошлого опыта студентов с особыми потребностями в новых учебных условиях с ориентацией на реалии будущей профессиональной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)