Социализация студентов с особыми потребностями
Социализация студентов с особыми потребностями происходит под влиянием многочисленного количества внешних и внутренних факторов и взаимосвязей со средой через определенные общие и специфические механизмы приобретения социального опыта, усвоения социальных ценностей, развития социальных качеств, формирование социального поведения и тому подобное.
Социально-педагогическую поддержку лиц с инвалидностью в условиях учебно-воспитательного заведения связывают с такими направлениями социально-педагогической работы, как:
- социальная паспортизация, обследование жилищно-бытовых условий;
- проведение социально-педагогических исследований особенностей психофизического развития и социализации лиц с инвалидностью;
- выявление и развитие их творческих дарований и наклонностей, организация досуга;
- воспитание в социуме гуманного отношения к людям с инвалидностью;
- проведение просветительской работы с родительской общественностью;
- организация материальной помощи.
Организация социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью возможна при соблюдении ряда требований, среди которых:
- готовность педагогического коллектива к осуществлению такой поддержки;
- конфиденциальность и доверительные отношения между преподавателями и студентами;
- создание ситуации успеха и вера в возможности студента со стороны окружения;
- дать оценку не личности, а ее действиям, знаниям и тому подобное;
- помощь каждому студенту в поиске его собственного «Я», в становлении личности, сохранении ее уникальности;
- ознакомление с видами деятельности особенно значимыми для студента, предоставление возможности самореализации через них;
- направление процесса преподавания на привитие навыков самообразования и т.д.
- поддержка студентов с особыми потребностями - это целенаправленная деятельность субъектов педагогического процесса вуза, обеспечивающая благоприятные условия для личностной самореализации и профессионального роста студентов; определение их собственных целей, интересов, возможностей, потребностей, поощрение и содействие достижению желаемого результата. Исходя из этого, особое значение в организации педагогической поддержки студентов с инвалидностью приобретает работа куратора и тьютора, которые чаще взаимодействуют с группой, понимают индивидуальные особенности студентов, их потребности и интересы.
- можно определить, как стратегию социально-педагогической работы со студентом с особыми потребностями, что обеспечивает индивидуализацию образования и предусматривает создание реальных условий для вхождения каждого субъекта с его стремлениями и возможностями в процесс обучения. Некоторые исследователи понимают тьюторство как технологию индивидуального сопровождения процесса освоения определенной деятельности. При этом подчеркивая, что, в отличие от преподавателя, который знает общую для всей группы студентов образовательную цель и конечный результат обучения, а также пути, которые ведут к нему, тьютор заботится об индивидуальном формировании личности студента, используя персонифицированные средства обучения, воспитания и развития.
- концептуальных основ разработки технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями в условиях инклюзивного образовательного пространства вуза дает возможность сделать следующие обобщения:
- Ведущими идеями, которые составили концептуальную основу разработки педагогических технологий социальной работы с молодежью с особыми потребностями, являются следующие:
- концептуальная идея раскрывается через такие положения, связанные с характеристикой инклюзивного образовательного пространства, как:
- места пересечения различных социальных связей и отношений в области образования;
- структурированная система педагогических факторов, обеспечивающих взаимодействие и освоение студентом с инвалидностью организованной педагогической среды;
- продукт деятельности всех участников образовательного процесса;
- пространственное воплощение временных характеристик общественного и индивидуального развития;
- место, которое имеет определенные особенности в зависимости от «географии»;
- выделяется в социальном пространстве как совокупность пространственно доступных объектов, характеризуется объемом образовательных услуг, доступностью образовательной информации, инновационностью.
- концептуальную идею раскрывают следующие основные положения, связанные с раскрытием сущности персонифицированной социально-педагогической поддержки, как:
- включение студентов с особыми потребностями в социум вузов, жизнь академической группы и коллектива учреждения;
- адресная помощь, которая реализуется в привычных для него условиях жизнедеятельности;
- персонифицированное внимание в процессе роста студента.
- идеи являются необходимыми и достаточными для разработки технологического обеспечения системы внедрения инклюзии в вузах и всестороннего развития студентов с особыми потребностями. Так, технологическая разработка первой идеи обеспечит:
- развитие инклюзивного образовательного пространства вуза как способ установления адекватных социальных контактов, целенаправленного социального взаимодействия молодежи с особыми потребностями со здоровыми коллегами и преподавателями для гармонизации индивидуального и социального развития личности;
- включение всех звеньев педагогического процесса, обмена информацией, опытом деятельности и содержанием учебного материала;
- организацию работы субъектов инклюзивного образовательного пространства, аудита физической доступности учреждения;
- привлечение на паритетных началах к повседневной институтской жизни, свободному пребыванию в студенческом коллективе;
- организацию посреднической деятельности между внутренними и внешними факторами инклюзивного образовательного пространства вуза в направлении создания инклюзивного дизайна, предоставления реабилитационных и оздоровительных услуг, компенсации функциональных нарушений, коррекции психологического состояния, формирования ресурсного потенциала для включения в важные сферы общественной жизни и социализации молодежи с особыми потребностями.
- обоснование второй идеи обеспечит возможность для решения психологических проблем молодежи с особыми потребностями, в частности, устранение психологических отклонений, обусловленных:
- недостаточной компенсацией физического дефекта;
- неприятием коллективом заведения идеи инклюзии;
- отсутствием безбарьерных пространственных условий, благоприятной атмосферы в академической группе, демократического стиля общения в коллективе, что требует применения квалифицированного контроля готовности студентов к саморегуляции поведения, стремления к самоактуализации, развития производительных ценностных ориентаций, целеустремленности, собранности, самоконтроля, уверенности в своих личных качествах, способности мобилизовать знания и умения на достижение поставленных целей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)