Проблема социально-педагогической работы с молодежью с особыми потребностями
Одним из вызовов третьего тысячелетия является необходимость обеспечить равный доступ к качественному образованию всех без исключения людей, несмотря на расовые, социальные, психофизические различия. Это определяет эффективность общественного развития государства в обеспечении права каждого гражданина на уважение, взаимопонимание и самореализацию в социуме. В отличие от традиционной образовательной модели, основанной на простом усвоении и воспроизведении информации, главной целью обучения в XXI веке является развитие каждой личности как полноценного участника развития демократического общества.
Во второй половине ХХ - начале XXI века проблематика социально-педагогической работы с детьми и молодежью с особыми потребностями стала объектом научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей. Методологическим основанием для разработки проблемы инклюзии выступают мировоззренческие гуманистические теории, в пределах которых обоснованы идеи толерантности и взаимопонимания в восприятии различий в человеческом сообществе.
Социально-экономические и политические реформы ускорили введение нового вида профессиональной деятельности и создание сети учреждений, осуществляющих работу в социальной сфере. Выделение этого вида деятельности, с одной стороны, выступает обязательным компонентом гуманистического возрождения, с другой стороны, обусловлено глубокими кризисами в обществе (ростом безработицы, профессиональной нищетой, духовным обнищанием).
Основные направления анализа социальной работы с молодежью:
- научные источники, посвященные анализу современных интерпретаций сущности понятия социальной работы;
- работы, освещающие проблемы молодежи с особыми потребностями как объекта социальной работы;
- научно-методическая литература, посвященная особенностям образования молодежи с особыми потребностями и социально-педагогической работе в учреждениях образования, где обучаются люди с инвалидностью.
- из основных характеристик каждой науки является наличие своей понятийно-терминологической базы. В социальной педагогике как самостоятельной отрасли педагогической науки сейчас такая база в определенной степени уже создана. Сформированный на сегодняшний день терминологический аппарат социальной педагогики позволяет в той или иной степени отображать отдельные элементы социальных явлений и сам процесс их развития и изменений, что в результате способствует углублению знаний об этих явлениях.
- социально-экономические изменения, происходящие в последние десятилетия в нашей стране, способствуют возникновению и развитию новых социальных явлений и форм социально-педагогической деятельности, что приводит к дальнейшей выработке понятийной базы, возникновению новых теорий и концепций социальной педагогики.
- нерешенным вопросом современной социальной педагогики является нечеткая, а иногда двойная трактовка некоторых традиционных для этой науки терминов, что затрудняет процесс изучения новых социальных явлений и понятий. Одним из таких понятий, которому иногда дается противоречивая трактовка, является понятие «социально-педагогическая работа», поэтому необходима унификация похожих терминов во избежание в дальнейшем научном поиске двойной трактовки.
- общий контекст научной социально-педагогической проблематики, важно установить разницу между терминами «социально-педагогическая работа», «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность», поскольку эти понятия близки по содержанию и в различных источниках употребляются как синонимичные.
- на это, необходимо обоснованно сравнить термины «социально-педагогическая работа» и «социальная работа», где общим является понятие «работа», что указывает на определенную целенаправленную активность в конкретной сфере деятельности (социальной, социально-педагогической).
- к анализу специфики этих терминов концептуально, можно отметить, что в современных научных исследованиях обычно рассматривают различия и общие черты между двумя системами научных знаний: социальной педагогикой и социальной работой. В советское время социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная сфера знания начала формироваться параллельно с социальной работой, которая была введена как самостоятельный институт в начале 90-х годов ХХ века. В отличие от некоторых зарубежных государств, где социальная педагогика или совсем не выделяется по социальной работе, или рассматривается как ее составляющая, для России, как и для многих развитых западных стран характерно отдельное развитие этих двух взаимосвязанных профессиональных сфер.
- до сих пор существует много противоречий относительно самого предмета социальной педагогики, так некоторые ученые считают социальную педагогику:
- одним из направлений социальной работы;
- теоретической базой профессии «социальная работа»;
- частью педагогики, которая фокусирует свое внимание на вопросах социального воспитания;
- междисциплинарной наукой, которая интегрирует педагогику и теорию социальной работы;
- междисциплинарной наукой, которая формируется на базе интеграционного взаимодействия педагогики и социологии.
- центре внимания теории социальной работы является социальная защита и достижение изменений (социальных и личностных), которые являются условием содействия решению проблем отдельного человека, социальной группы или общества в целом, в теории социальной педагогики акцент сосредотачивается на развитии и становлении личности как субъекта социальной жизни.
- образом, «социально-педагогическая работа» и «социальная работа» являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. Их объединяют категории «защита», «помощь», «поддержка», «сопровождение», «забота», однако, эти процессы осуществляются различными средствами - социальными или социально-педагогическими и имеют разный результат.
- для социально-педагогической работы является направленность на социальное воспитание, создание в социальной среде условий для адаптации, развития, коррекции, профилактики, реабилитации, самореализации.
- по содержательному наполнению понятия «социально-педагогическая работа» и «социально-педагогическая деятельность» являются достаточно близкими, необходимо проанализировать различные подходы к трактовке содержания последнего понятия.
- характеристикой понятия «социально-педагогическая деятельность» является деятельность, поэтому целесообразно подробнее остановиться на трактовке этого понятия с позиций философии, социологии и психологии.
- философской точки зрения деятельность означает специфическую форму общественно-исторической жизни людей, которая состоит в целенаправленном преобразовании ними окружающей действительности. Деятельность охватывает материальные и интеллектуальные операции, внешние и внутренние процессы, деятельностью является работа мысли и работа рук, процесс познания и человеческое поведение.
- социологии термин «деятельность» определяется как инструмент изучения общественной жизни в целом, отдельных его форм, поэтому рассматривается как информационно направленная активность живых систем, обеспечивающих их самоподдержку.
- психологии термин «деятельность» определяется как активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которой он целенаправленно воздействует на объект с целью удовлетворения определенных потребностей. Человеческая деятельность может быть охарактеризована как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивы, по которым она получается.
- научной литературе существуют различные подходы к классификации форм и типов деятельности. По способу выполнения выделяется физическая и умственная, теоретическая и практическая деятельность, в зависимости от масштабов различают общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, правовую и социальную деятельность.
- для понятий «социально-педагогическая работа» и «социально-педагогическая деятельность» является именно социально-педагогическая составляющая.
- социально-педагогической деятельности существует две составляющие: педагогическая и социальная. Педагогическую составляющую ученые рассматривают:
- как разновидность профессиональной деятельности, направленную на передачу социокультурного опыта средствами обучения и воспитания, создание условий для личностного роста человека;
- как особый вид общественно полезной деятельности, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельному функционированию в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями;
- как особый вид социальной деятельности, предусматривающий подражание накопленным человечеством культуре и опыту.
- социальной деятельности, прежде всего, является оптимизация путей реализации субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей по поддержке жизнеобеспечения и деятельного существования личности.
- -педагогическая деятельность заключается в оказании помощи человеку, семье, группе лиц, которые попадают в сложную ситуацию, путем материально-финансовой, морально-правовой, психолого-педагогической поддержки. Она является средством реализации социальной политики. Итак, цель социально-педагогической деятельности определяется в помощи людям успешно решать их проблемы. Средства достижения этой цели - освобождение и развитие ресурсов человека, его социального окружения, осуществление необходимых социальных изменений.
- главным в социально-педагогической деятельности является помощь личности в положительной социализации, в частности, в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном самоопределении. Ее цель заключается:
- в содействии в адаптации и положительной социализации личности путем помощи ей в усвоении социальных норм и ценностей;
- в создании условий для психологического комфорта и безопасности, как взрослого, так и ребенка;
- в удовлетворении потребностей и обеспечении прав личности;
- в предупреждении негативных явлений в семье, школе, другом ближайшем социальном окружении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)