Формы повышения профессионального уровня работников в учреждениях образования инклюзивного направления
Инновационный путь развития высшего учебного заведения подтверждается успешной реализацией концепций гуманизации и гуманитаризации образования, инновационной модели подготовки национальной гуманитарной, экономической, социальной элиты. Новая парадигма высшего образования предусматривает:
- создание новой образовательной среды, которая позволяла бы человеку получать качественное образование в течение всей жизни;
- создание новых видов познавательной методологии, новейших средств получения и постоянного обновления знаний;
- формирование условий для подготовки граждан с особыми потребностями к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Поскольку инновационная деятельность по своей сути - специфическая и достаточно сложная, требует особых знаний, навыков и способностей, государство должно обеспечивать условия для эффективной профессиональной деятельности научно-педагогических работников в соответствии с их ролью в обществе, что, в частности, улучшает систему стимулирования их профессионального роста.
С позиций системного подхода инновационная деятельность рассматривается как личностная активность, связанная с возникновением и распространением нововведения. Важнейшим условием успешности инновационной деятельности считается психологическая готовность специалистов к принятию нововведения. Представители социокультурного подхода рассматривают инновационные процессы в контексте успешности личности в сфере общения людей. С позиций акмеологического подхода инновационная деятельность рассматривается как личностная категория, как творческий процесс и результат творческой деятельности профессионала. В рамках этого подхода акцент делается на изучении проблем совершенствования и коррекции профессиональной деятельности, формировании творческой индивидуальности профессионала, преобразовании и саморазвитии личности. Инновации в педагогической деятельности рассматриваются как нововведения в педагогической системе, которые улучшают результаты учебно-воспитательного процесса, формируют новый стиль обучения. С обще-социальной точки зрения, инновация означает нововведение в определенной сфере общественной деятельности, однако качественное наполнение содержания этого понятия может быть различным.
Таким образом, в основе инновационного проекта - создание, внедрение и распространение инноваций, определяющими свойствами которых являются научно-техническая новизна, практическое ее применение и коммерческая реализуемость с целью удовлетворения определенных общественных потребностей.
Среди форм овладения педагогическими работниками знаниями и умениями инновационной деятельности, а следовательно и форм повышения профессионального уровня научно-педагогических работников выделяют: научно-практические конференции, психологические семинары - практикумы, проблемные творческие семинары, обучающие тренинги, педагогические консилиумы, методические объединения по специальности, проблемные творческие группы, поисковые группы, школу начинающего преподавателя, школу передового педагогического опыта, наставничество, творческую лабораторию учителя, изучение зарубежного опыта, стажировки, самообразование, самосовершенствование, самовоспитание, прохождение дистанционных учебных курсов.
Таким образом, повышение квалификации в законодательстве рассматривается как обязанность, так и как право научно-педагогических работников, а также как гарантия их деятельности. Однако, реализация вышеуказанных гарантий до сих пор требует существенного усовершенствования, реального исполнения.
Так, необходимым условием повышения профессионального уровня научно-педагогического работника является его узкая специализация, закрепление за определенной дисциплиной на определенный (длительный) период, при этом дисциплина, которую читает преподаватель, должна соответствовать кругу его научных интересов.
Как способы повышения профессионального уровня предлагается реализовать такие:
1) участие в конференциях и семинарах по проблемным вопросам дисциплины, которую читает преподаватель;
2) прохождение профильных дистанционных курсов обучения с получением соответствующего сертификата;
3) получение второго высшего образования по специальности, которая преподается - ведь дополнительное образование помогает специалисту стать высококвалифицированным работником с более узким, но глубоким и качественным профессиональным уровнем;
4) прохождения курсов психолого-педагогической подготовки;
5) прохождение практики в соответствующих органах государственной власти, профильных предприятиях и учреждениях;
6) налаживание и поддержание контактов со специалистами - теоретиками и практиками, которые работают в сфере, касающейся учебной дисциплины.
Особенности влияния занятий физического воспитания на состояние эмоционально-волевой сферы студентов направления подготовки «Здоровье человека»
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают позитивное или негативное отношение к нему. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие или неудовольствие, радость, печаль, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями, чувствами.
Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулирующую функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступкам или сдерживают его.
Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания объекта, вызвавшего их, понимания их жизненного значения, например, переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа.
Человек не только воспринимает и познает объективный мир, но и активно на него влияет. Он постоянно ставит перед собой определенные цели и борется за их осуществление. Осуществляя целенаправленные действия, человек встречается с различными препятствиями.
Эмоционально-волевая сфера участвует в само-создании личности, определении ее жизненного пути. Но это влияние не прямой, а косвенной деятельностью личности, раскрывается в ее поступках, проявляясь в состояниях, которые переживает личность. Способность личности противостоять внутренним препятствиям, эмоциям зависит от способности к самоконтролю. Это способность подчинять все цели, которые возникают от ситуации к ситуации, от случая к случаю, единой цели, определяющей характер личности, ее линию жизни.
Учебный процесс - тяжелая и напряженная работа, которая выполняется в условиях дефицита времени на фоне резкого снижения двигательной активности. В известной мере повышением умственной работоспособности и охраны здоровья молодежи является увеличение их двигательной активности путем выполнения физических упражнений во время занятий физической культурой и спортом.
Для поддержания оптимальных физических и психических качеств студентов необходима постоянная двигательная активность, которая, прежде всего, влияет на обменные процессы в организме. Физическая тренировка способствует сохранению здоровья, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекции, радиации, колебания температуры, атмосферного давления, содержание кислорода в воздухе и т.д.), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки.
Бесспорно, что физкультурные занятия, положительно влияя на студентов, повышают эффективность их работы. Однако отдача от таких занятий проявляется опосредованно через ряд составляющих: повышение работоспособности, сокращение усталости от обучения, улучшение профессиональных двигательных навыков, повышение общественной активности, улучшение трудовой дисциплины, лучшее использование свободного времени.
Принцип органической связи физического воспитания с улучшением эмоционально-волевой сферы деятельности наиболее конкретно воплощается в физической подготовке. Физическая подготовка осуществляется, прежде всего, в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в высших учебных заведениях, а также в период обучения, когда это необходимо.
Воспитательная функция предполагает, с одной стороны, повышение эффективности соревновательной деятельности, с другой - способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако, спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Влияние спорта может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)