Проблемы подготовки кадров для страхового рынка в вузах инклюзивной ориентации
Страхование, как средство социальной защиты граждан и государства, в целом, является гарантом уверенного движения, путем общественных преобразований нашего государства и благосостояния ее граждан. Без сомнения, большая часть успеха зависит от человека и уровня его профессиональной подготовки. Вот почему все большее значение приобретает вопрос создания эффективной системы подготовки кадров для страхового рынка. Повышение качества образования граждан является одной из приоритетных задач государства и одним из ключевых условий национальной безопасности. Подготовка квалифицированных кадров в области страхования играет в этом деле одну из ведущих ролей.
Следует учитывать, что в России проживает значительное количество людей, которые имеют определенные функциональные ограничения, однако с высоким интеллектуальным потенциалом, который необходимо развивать. Такие люди могут успешно себя реализовать в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и в страховом деле. Однако сейчас существует достаточно ограниченное количество вузов, готовящих специалистов страхового дела из числа людей с ограниченными функциональными возможностями, то есть инклюзивной ориентации.
С целью обеспечения равных возможностей обучения для студентов с ограниченными функциональными возможностями создаются высшие учебные заведения инклюзивной ориентации. Такие учебные заведения в корне отличаются от стандартных, ведь они обязаны сформировать систему профессиональных качеств у студентов и обеспечить соответствующее сопровождение студентов с ограниченными возможностями.
Процесс подготовки специалиста предполагает наличие определенного содержания (материально-технического, методического, дидактического и т.д.). Подготовка специалистов из числа лиц, имеющих функциональные возможности, возлагает на ВУЗ дополнительные требования по организации этого процесса. Так, к примеру, помещения такого учебного заведения должны быть оборудованы подъездными пандусами, лифтом, специальной мебелью и оборудованием для студентов, которые плохо видят или слышат, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и тому подобное. Должны быть оборудованы специальные комнаты для отдыха и реабилитации таких студентов, столовая, туалет.
Методическое обеспечение также носит специализированный характер. Оно содержит, кроме стандартных материалов, средства визуализации материала, аудиозаписи лекций, методические разработки и материалы по проведению нестандартных типов занятий, и тому подобное.
Целью Государственной программы развития страхового рынка является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов страхователей. Именно эта задача является тем ориентиром, которому подчинено современное развитие системы подготовки кадров, как следствие, обусловленной этой целью, главной задачи страхового рынка - его максимального приближения к цивилизованному рынку, путем усиления капитализации и прозрачности.
Типологические черты, конкретные функциональные и структурные особенности системы подготовки кадров для страхового рынка обусловлены кругом общих вопросов, которые должно решать страхование.
Важное значение для подготовки специалистов по страхованию имеет их углубленная практическая подготовка. Особой проблемой для вузов является организация прохождения практики студентов с функциональными ограничениями. Решение этой задачи зависит от организации учебного процесса и достигается за счет аудиторных практических занятий и тренингов, магистерских, дипломных работ и организации практики на базе виртуальных предприятий в стенах учебного заведения. Каждый из названных этапов учебного процесса имеет свои особенности и возможности практической подготовки специалистов по страхованию и требует целенаправленной работы.
Евро-интеграционное движение предусматривает распространение прогрессивного опыта страхового обучения. В этом смысле крайне важна деятельность отечественных высших учебных заведений, в том числе и инклюзивной ориентации, которые являются активными проводниками его идей. Приоритетным направлением деятельности отечественных вузов в данном контексте является налаживание тесного сотрудничества с ведущими учебными заведениями стран ближнего зарубежья.
Вопросы подготовки специалистов страховой отрасли в эпоху развитого информационного общества, которая проходит сейчас, должны приобрести качественно новые черты, соответствующие сущности этой эпохи.
Результативность программ педагогического наставничества в контексте профессионального развития их участников
Общеизвестно, что переход от обучения к практике, независимо от типа профессии, сопровождается определенными трудностями. Для начинающих учителей этот процесс осложняется их изолированностью в классных комнатах. Кроме отсутствия коллегиальной эмоциональной поддержки, проблемы адаптации молодых учителей вызваны и необходимостью сочетать большое количество профессиональных функций, в частности, в течение первого года работы в школе молодые специалисты обязаны не только успешно планировать и проводить занятия наравне с опытными учителями, но и выполнять воспитательную и организационную работу и тому подобное. Трудности, возникающие в течение так называемого «периода вхождения в профессию», в сочетании с чувством собственной изолированности и бессилия, требуют моральной и профессиональной поддержки со стороны опытного педагога, способного оказывать постоянную квалифицированную помощь в течение начального этапа профессионального становления молодых учителей. Наставничество, как эффективный механизм поддержки адаптации и профессионального развития начинающих учителей, продолжает приобретать популярность в развитых странах мира, в частности США. Кроме налаживания продуктивных отношений между учителем-наставником и начинающим учителем, этот переходный этап требует системной поддержки на всех уровнях. Школьная среда должна способствовать эффективной социализации учителей с помощью различных подходов и методов, в частности с помощью наставничества.
Количество программ помощи молодым учителям средствами педагогического наставничества значительно возросло.
Большинство исследований, посвященных наставничеству, сосредоточены на положительном влиянии наставничества на эффективность работы молодого учителя. Однако исследователи признают, что наставники также изымают для себя много полезного при работе с молодыми учителями. Положительное влияние наставничества на профессиональное развитие учителя-наставника обосновано в исследованиях ряда американских ученых. Проведенные ими экспериментальные исследования содержат оценку учителями-наставниками результатов программ наставничества. В частности, опытные педагоги признают, что в процессе работы с молодыми учителями они углубили свои знания в области образовательных технологий и инноваций, а также усовершенствовали собственное профессиональное мастерство. Учитывая это, можно утверждать, что эффективное наставничество является двусторонним процессом, результатом которого является взаимное обучение двух коллег. Наставничество побуждает учителей к критической оценке своей работы, осознанию собственных ошибок и достижений. Для правильного и объективного оценивания собственной профессиональной деятельности и ее совершенствования, опытный педагог должен использовать не только общение с коллегами, но и с учениками, родителями, администрацией школы.
Наставничество является эволюционным, непрерывным процессом, способным удовлетворить ряд потребностей педагогических работников. Наставничество способствует развитию у учителей лидерских качеств, благодаря получению профессиональной и институциональной информации, поддержки, покровительства, стимулирования, советов, помощи, обратной связи и направления к достижению целей. Учителя, вовлеченные в программы наставничества, демонстрируют в течение последующих этапов педагогической карьеры устойчивую положительную динамику не только профессионального, но и личностного развития. Поддержка молодых учителей предотвращает текучесть педагогических кадров, а также повышает эффективность их работы и общую успеваемость учащихся.
Итак, как интерактивная система, процесс наставничества приносит пользу всем его участникам: наставнику, подопечному и школьной системе. Наставники получают удовольствие от возможности передать свои знания и навыки, накопленные в течение длительного периода педагогической деятельности. Большую часть этих знаний невозможно получить из программ подготовки учителей в вузах. Подопечный получает пользу от наставничества вследствие:
1) быстрой ассимиляции в школьной среде;
2) формирования профессиональной компетентности;
3) понимания профессии учителя как таковой, которая требует обучения в течение жизни и непрерывного профессионального развития.
Для наставников сотрудничество с начинающими учителями способствует:
1) повышению собственной профессиональной компетентности;
2) развитию педагогической рефлексии;
3) профессиональному обновлению;
4) самоактуализации;
5) развитию лидерских качеств.
Привлечение опытных учителей к программам наставничества и предоставление им возможности передать свой опыт следующему поколению способствует долговременному профессиональному интересу учителей и обеспечивает среду, благоприятную для профессионального роста.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)