Профессиональная ориентация клиента по направлению медико-социальной экспертной комиссии
Одна из целей деятельности медико-социальной экспертной комиссии - предоставить человеку с инвалидностью основательную консультацию по дальнейшей профессиональной реабилитации. Комиссия состоит преимущественно из специалистов с медицинским образованием. Специалисты медико-социальной экспертной комиссии могут предоставить исчерпывающую консультацию по медицинским аспектам трудовой реабилитации, однако они, скорее всего, не имеют актуальных сведений о профессиональных потребностях местного рынка труда, информации об особенностях работы по конкретным профессиям и тому подобное. Поэтому при прохождении человеком с инвалидностью медицинской экспертизы медико-социальной экспертной комиссии по определению группы инвалидности или составлении индивидуальной программы реабилитации, человек с инвалидностью, в случае необходимости и по желанию может быть направлен в центр занятости для получения квалифицированной профориентационной консультации. При этом клиент уже будет иметь предварительное заключение медико-социальной экспертной комиссии о показаниях и противопоказаниях в условиях труда. Специалист центра занятости проводит профориентационную беседу и совместно с клиентом вырабатывает рекомендации по его дальнейшей профессиональной деятельности. Во время профессиональной ориентации клиента с инвалидностью желательно предварительно рассмотреть и учесть конкретные варианты его дальнейшего трудоустройства. Для этого клиент может быть направлен к профинформатору или специально назначенному специалисту по трудоустройству.
На основе изученной ситуации формируются:
- рекомендации, в которых указывается профессия, по которой возможно трудоустройство;
- рекомендации относительно направления и места профессионального обучения, если в нем есть необходимость;
- возможное место трудоустройства (если специалист совместно с лицом с инвалидностью уже на этом этапе определили место трудоустройства, и работодатель согласился принять человека с инвалидностью на работу - указываются имеющиеся условия такого рабочего места);
- также, в случае необходимости, клиенту даются рекомендации в отношении мер, которые смогут компенсировать его ограничения (дополнительное обучение, тренинги, адаптация рабочего места или рабочего процесса и т.п.).
После получения профориентационного вывода центра занятости, человек возвращается в медико-социальную экспертную комиссию для окончательного оформления трудовой рекомендации, которая заносится в его индивидуальную программу реабилитации.
Рекомендации согласовываются с лицом с инвалидностью, оформляются в письменной форме в двух экземплярах и подписываются специалистом и лицом с инвалидностью, что подтверждает его выбор и осознанное согласие относительно предоставленных рекомендаций. После этого один экземпляр письменных рекомендаций выдается лицу для предъявления медико-социальной экспертной комиссии, а второй остается в центре занятости. Данные рекомендации рассматриваются на заседании медико-социальной экспертной комиссии. На основе данных рекомендаций, принимая во внимание медицинские показатели, комиссия формирует части индивидуальной программы реабилитации: «Профессиональная реабилитация» и «Трудовая реабилитация» и дает рекомендации относительно необходимых условий труда, адаптации рабочего места, необходимых приспособлений для выполнения выбранной работы.
Профориентационный вывод, который предоставляется медико-социальной экспертной комиссией, войдет в индивидуальную программу реабилитации и станет юридическим основанием для дальнейшего предоставления клиенту государственной помощи. Поэтому желательно, чтобы профориентационные рекомендации не сужали его перспективы получения профессионального обучения или трудоустройства на специальное рабочее место. Для этого желательно указать несколько близких профессий («бухгалтер, учетчик, аудитор, экономист») и более широкую группу профессий («юрист» - а не «юрисконсульт», «продавец» - а не «продавец на рынке» и т.д.). Если клиент соглашается работать по простой профессии, целесообразно указать «... и другим профессиям, не требующим профессионального обучения и доступным по состоянию здоровья». Например, клиент может планировать работать сторожем, но не найти такую работу и устроиться курьером, сборщиком, кладовщиком и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)