- П
П
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ - осмысление, воспроизведение и понимание психических состояний учащихся учителем.
Виды педагогической эмпатии:
- эмоциональная эмпатия- переживание учителем психического состояния ученика в ответ на его поведение;
- когнитивная эмпатия - понимание учителем внутреннего мира ребенка, способность принять участие, перспективу и позицию ученика;
- предиктивная эмпатия - способность предвидеть аффективные реакции ученика в конкретных ситуациях;
- конативная эмпатия - поведенческие намерения учителя в отношении ученика и его психического состояния.
Типичными проявлениями педагогической эмпатии в учебно-воспитательном взаимодействии учителя с учениками является сопереживание и сочувствие. Сопереживание - это переживание учителем тех , которые испытывает ученик, через проектирование их на себя на основе механизма отождествления (направленность на себя). Сочувствие - переживание учителем определенных эмоций по поводу подобных чувств ученика.
Сочувствие, кроме его большей осознанности и обобщенности, отличается от простого сопереживания еще и тем, что за ним стоят усвоенные личностью нормы гуманистической морали.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология рассматривает:
- психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно-значимых качеств личности;
- условия, обеспечивающие развивающий эффект обучения;
- возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
- взаимоотношения педагога и учащихся;
- межгрупповые отношения учащихся;
- психологию учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО - оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
Как и в каждой деятельности, в деятельности педагога сочетаются стереотипные и творческие элементы.
Работа учителя в огромной степени детерминируется извне, со стороны общества (программы, учебники, методы, методические традиции, единые требования). Это с одной стороны, облегчает его работу, поскольку дает четкие ориентиры, определяет перспективные и текущие задачи, вооружает методами, а с другой - открывает возможности для следования готовым предписаниям, для деятельности по шаблону.
Творческие решения в работе учителя могут возникать и как следствие появления новых, нетипичных задач, как выработка нового подхода к знакомым, типичным задачам, как новое видение стереотипных ситуаций обучения.
Основными направлениями педагогического творчества являются:
- совершенствование предметного содержания обучения (создание программ, оригинальных учебников);
- усовершенствование метода обучения (построение его принципиальных теоретических основ и создание конкретных методик). Теоретическое обоснование нового метода обучения требует высокого уровня знаний, способностей, специального направления интересов и, фактически, является одной из форм научного творчества. Что касается создания конкретных методик обучения, то именно здесь открывается широкое поле деятельности для большинства учителей;
- практическое решение методических проблем, организация собственной деятельности и деятельности ученика на уроке, управление эмоциональной атмосферой урока;
- гуманистически-направленное личное взаимодействие с учащимися, с целью организации процесса групповой работы по их умственному и нравственному развитию, раскрытия и реализации личностного потенциала, успешной адаптации к школе и ее требований, к жизни в коллективе сверстников.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - установление контакта с учениками, профессиональное влияние педагога на учащихся, направленное на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и личных отношений между ними. Оптимальным, по словам А.А Леонтьева, педагогическое общение становится тогда, когда «создает лучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьников, что обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».
Условием эффективности педагогического общения является психологическая компетентность учителя, а также владения речевой и языковой культурой. Последняя проявляется, в частности, в соблюдении современных языковых норм. Большое значение в педагогическом общении имеет также коммуникативная компетентность учителя, как владение системой социально - психологических умений и навыков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ - важнейший компонент профессионального мастерства учителя, основанный на чувстве меры педагога в осуществлении им воздействия на учащихся и установлении с ними деловых и эмоциональных отношений. Это умение вести себя должным образом в разных и, особенно, в сложных конфликтных ситуациях, не теряя собственного достоинства и не унижая человеческого достоинства своих воспитанников, а также умение выдвигать целесообразные психологически-выверенные требования к ученикам.
ПЕРВИЧНАЯ ИНИВАЛИДНИСТЬ - в статистике - число лиц, впервые признанных инвалидами в определенном году.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - период, который проходит между детством и ранней юностью (от 12 до 18 лет) и характеризуется значительными изменениями в физическом и психическом развитии ребенка. Родители и педагоги нередко называют этот период тяжелым, особенно это касается его первых этапов, примерно от 12 до 15 лет, когда происходит процесс полового созревания и связанная с этим перестройка гормональной системы организма. По данным медико-психологических исследований, результатом воздействия гормонов эндокринных желез на нервную систему в этот временной промежуток является нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, что находит свое выражение в повышенной возбудимости ребенка, его эмоциональной неуравновешенности, уязвимости, быстрой смене настроения, усталости.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ - специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром, и средой, направленная на познание мира и своего места в нем. В течение индивидуального развития человека (онтогенеза) качества познавательных эмоций разнообразнее, меняются те объекты, которые вызывают эмоциональный отклик, развивается способность регулировать как сами эмоции, так и их внешнее выражение.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение.
ПОЛНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ - состояние физических и духовных способностей человека, при котором его трудовая деятельность невозможна ни при каких условиях, в связи с устойчивыми патологическими нарушениями функций организма, вследствие хронического заболевания или анатомических дефектов.
ПООЩРЕНИЕ - средство психолого-педагогического воздействия, направленное на санкционирование и одобрение успешно выполненных учениками заданий или их поведения, а также стимулирование мотивации достижения и повышения уверенности растущей личности в собственных способностях и возможностях. Основные формы поощрения в школе: одобрение, благодарность, награда. Кроме прямых форм поощрения существует целый ряд косвенных. К ним следует отнести почетные и ответственные поручения, которые дают педагоги отдельным ученикам, формирование одобрительного отношения к достижениям определенного ученика со стороны коллектива, выявление педагогом уверенно-оптимистичных личностных ожиданий относительно усилий и намерений ребенка достичь значительных сдвигов в обучении и поведении.
ПОТЕРЯ ЗДОРОВЬЯ - наличие болезней и физических дефектов, которые приводят к физическому, душевному и социальному неблагополучию.
ПОТРЕБНОСТЬ - состояние внутреннего напряжения человека, которая возникает из-за отсутствия чего-то необходимого для его существования и развития. Указанное состояние является источником активности индивида, который приобретает статус мотива его деятельности в результате встречи с «предметом потребности» (А. Н. Леонтьев).
Потребность и производные мотивы составляют основу поведения и деятельности личности, они - в зависимости от их характера - могут стать причиной как гармоничного, так и дисгармоничного ее развития. Мотив, возникает на основе опредмечивания потребности, которая намного богаче по сравнению с ней, по своим признакам. Так, мотивами, связанными с процессом удовлетворения потребности, могут выступать стремления, влечения, желания, интересы, ценностные ориентации и другие виды субъектной активности индивида.
ПОХВАЛА - это высказанное одобрение поступков, поведения и деятельности воспитанников. Похвала включает в себя одновременно информацию о правильности определенного действия и его положительную оценку.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - подготовка ребенка к активному творческому участию в построении нового демократического общества, воспитание у него чувства социальной ответственности, уважения к нормам закона, понимания необходимости и выработки готовности их соблюдать.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ - осуществление комплекса медицинских, гигиенических, физических, педагогических, психологических, профессиональных и других мероприятий, направленных на профилактику заболевания, последствий травмы или инвалидности лица, или уменьшение тяжести инвалидности.
ПРИМУС В ВОСПИТАНИИ - один из древнейших способов произвольного давления педагога на воспитанников с целью формирования социально одобряемых форм поведения.
ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - атрибутивная характеристика человеческой деятельности, которая проявляется в отражении окружающей действительности, целеустремленности познания и творчества, регуляции собственных психических процессов и состояний; составляет необходимое условие и средство поддержания надлежащего тонуса мозга как физиологической основы функционирования сознания и самосознания.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - состояние психосоматического и психологического благополучия, основанного на ощущении силы и ценности собственного «Я» человека, его способности достигать согласованности с самим собой и другими, учитывая условия окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности.
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - это разные виды интегрированного отражения учебных и воспитательных ситуаций, окраска психической деятельности в тот или иной промежуток времени, ее «тембр» и «колорит». Психическое состояние, так или иначе, характеризуют психику человека, определяет своеобразие различных психических процессов. В качестве примера психического состояния можно назвать бодрость, заинтересованность, эйфорию или усталость, апатию, тревогу. Наиболее характерным признаком психических состояний является их высокая субъективность.
ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных составляющих психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ - система психодиагностических методов, которые используются школьным психологом для получения достоверных сведений о параметрах психологического развития ребенка и направленные на выявление индивидуально-психических особенностей детей, эффективное развитие и коррекцию отклонений от социально принятого оптимума.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ - это исследование человека с целью определения его индивидуально-психических особенностей: личностных черт, способностей, состояний, отдельных психологических функций, мотиваций, отклонений от психической нормы. Процедура имеет три этапа:
- сбора психологической информации;
- обработки и интерпретации данных;
- формулировки диагноза и предоставления рекомендаций.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - система мероприятий, направленных на формирование у лица способности приспосабливаться к существующим в обществе требованиям и критериям за счет присвоения ему норм и ценностей данного общества.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - органическая составляющая педагогического мастерства; в актуальном состоянии выступает необходимым условием эффективного взаимодействия всех участников воспитательного процесса, профессиональной самореализации педагога и достижения учебно-воспитательных целей с учетом продуктивного использования психологических знаний в интересах развития способностей учеником и приобщение их к духовным ценностям.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - вид психологической помощи, который является активным целенаправленным вмешательством в процессы психического и личностного развития человека с целью исправления отклонений, отдельных недостатков в этих процессах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)