- Р
Р
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенциальная способность индивида выполнять в течение длительного времени и на удовлетворительном функциональном уровне свою работу.
Работоспособность имеет два аспекта: эффективность деятельности и функциональное состояние организма, которое обеспечивает реализацию действия и операций.
Что касается эффективности деятельности, то работоспособность - это качество личности, которое заключается в направленности на трудовой процесс и характеризует потенциальную способность качественно выполнять определенную деятельность в течение заданного интервала времени. В конечном итоге работоспособность определяет количественную сторону тех преобразований, которые осуществляет человек над предметами, явлениями, понятиями и т.п. От того, как долго человек может сохранять высокий уровень работоспособности, зависят его возможности в любой деятельности. Это одна из главных психофизиологических и социальных характеристик человека, так как от работоспособности зависят производительность, эффективность, надежность работы, а, следовательно, его ценность как работника.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это обучение, которое обеспечивает всестороннее развитие личности (умственное, социальное, нравственное, духовное и т.п.). Следует особо подчеркнуть, что развивающее обучение не сводится только к интеллектуальному развитию школьника, формированию его теоретического мышления.
РАССТРОЙСТВО ПИСЬМА - одно из расстройств обучения, в случае которого уровень письменной речи значительно ниже ожидаемого (учитывая хронологический возраст ученика, его интеллектуальный уровень и класс).
Если существуют недостатки слуха или зрения, трудности письма в этом случае преобладают те, которые обычно связываются с этими недостатками.
Диагноз «расстройство письма» ставится в случае грамматических и пунктуационных ошибок, неспособности разбивать текст на части, многочисленных орфографических ошибок и очень плохого почерка. Обычно диагноз не ставится, если речь идет только об орфографических ошибках или плохом почерке, без других нарушений.
О расстройстве письма известно меньше, чем о других расстройствах обучения, особенно, когда оно появляется без расстройства чтения. Это объясняется тем, что в этой области мало стандартизированных текстов, и постановка диагноза требует большого письменного материала от каждого ученика.
Конечно, расстройство письма изолированно встречается редко. Оно сопровождается расстройством чтения и расстройством счета. Не исключена его связь с нарушениями речи и проблемами перцептивно-моторных функций.
Расстройство письма диагностируется после начала обучения письму, то есть становится очевидным уже в первые годы обучения в школе.
Расстройство письма встречается и у старших школьников, и у взрослых.
РАССТРОЙСТВО РЕЧИ - это экспрессивное, фонологическое расстройство речи и заикание. Расстройства речи могут иметь две формы: развивающая и приобретенная. Развивающая форма расстройства речи обычно не вызвана какими-то явными анатомическими нарушениями или неврологическими заболеваниями ребенка, приобретенная - возникает вследствие мозговых травм и заболеваний. Эволюция последней определяется серьезностью и локализацией травмы, возрастом ребенка и тому подобное.
РАССТРОЙСТВО СЧЕТА - одно из расстройств обучения, которое наблюдается у 1% детей школьного возраста.
Основная характеристика расстройство счета - слабость математических способностей (измеряется с помощью индивидуального тестирования), которые определенно ниже ожидаемого уровня, учитывая хронологический возраст ученика, его интеллектуальный уровень и класс. Трудности обучения математике в случае расстройства счета превышают те трудности, которые обычно связаны с нарушениями зрения или слуха.
РАССТРОЙСТВО ЧТЕНИЯ - одно из расстройств обучения, которое наблюдается у 4% детей школьного возраста. Основная характеристика расстройства чтения - то, что успехи в чтении (его точность, скорость и понимание прочитанного), измеряемые стандартизированными тестами, ниже ожидаемых, учитывая хронологический возраст ученика, его интеллектуальный уровень и класс.
Если существует недостаток слуха или зрения, трудности чтения здесь превышают те, которые обычно вызываются этими недостатками.
У детей, имеющих расстройство чтения, чтение вслух характеризуется деформациями, подстановками, пробелами. Как чтение вслух, так и чтение про себя очень медленное, со многими ошибками понимания.
Расстройство чтения происходит как у мальчиков, так и у девочек, однако диагностируется он чаще (в 60-80%) у мальчиков, так как последние чаще демонстрируют связанные с ним расстройства поведения.
Хотя первые симптомы трудностей чтения (такие, как неспособность различать буквы или связывать фонемы с соответствующими графемами) могут появиться уже в детском саду, расстройство чтения диагностируется только с началом формального обучения чтению и до поры до времени может маскироваться высоким уровнем умственного развития.
Если расстройство чтения вовремя распознано и взято под контроль, то во многих случаях поддается коррекции, хотя иногда может длиться и до взрослого возраста.
РАССТРОЙСТВО ОБУЧЕНИЯ - это расстройство чтения, расстройство счета и расстройство письменной речи.
Трудности овладения ребенком навыками чтения, счета или письма могут зависеть от разных причин: отсутствия необходимых условий для работы, плохого преподавания, этнического или культурного контекста обучения (скажем, у детей-беженцев, которые плохо владеют языком обучения), дефектов зрения или слуха ученика, его умственной отсталости, общей медицинской болезни и тому подобное.
Однако наличие всех этих факторов не предусматривает неизбежного появления расстройства обучения. Обычно о расстройстве обучения говорят только в тех случаях, когда трудности обучения серьезнее, чем те, которые связаны с названными причинами. Этот диагноз ставится тогда, когда результаты индивидуального тестирования уровня чтения, счета и письменной речи отчетливо ниже ожидаемого уровня, учитывая возраст, класс и интеллектуальный уровень ребенка. Значимость этой разницы определяется с помощью специальных статистических методов.
Если наблюдаются недостатки слуха или зрения, трудности обучения должны быть более тех, которыми они обычно вызываются. Что касается умственного отставания, то, как правило, расстройства обучения пропорциональны общему дефициту интеллектуальных функций, однако в некоторых случаях легкого умственного отставания, уровень достижений в чтении, счете или письме в случае расстройства обучения бывает значительно ниже ожидаемого.
Расстройство обучения является причиной низкой самооценки ребенка, ослабляющей его способности к школьной адаптации.
РЕБЕНОК-ИНВАЛИД - лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетие) со стойким расстройством функции организма, обусловленным заболеванием, травмой (ее последствиями) или врожденными пороками умственного или физического развития, что приводит к ограничению нормальной жизнедеятельности и вызывает необходимость предоставления ему социальной помощи и защиты.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)