Международные стандарты деятельности органов управления и права инвалидов
Основываясь на антропологическом и аксиологического методах, определены международные стандарты деятельности органов публичного управления относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов. Среди них выделены основные: обеспечение признания в обществе равенства прав и свобод инвалидов с другими согражданами на государственном и региональном уровнях; запрет дискриминации по признакам инвалидности и внедрение ответственности за такие действия; создание надлежащих социальных, политических, правовых и экономических основ жизнедеятельности инвалидов; привлечения всех субъектов и органов публичной власти к реализации и защите прав и свобод инвалидов; активизация со стороны государственной власти, местного самоуправления, негосударственных учреждений и организаций к содействию реализации и защите прав и свобод инвалидов. Кроме того, охарактеризованы международные стандарты по профилактике инвалидности, реабилитации и медицинского обслуживания, социального обеспечения, трудоустройства, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения и образования инвалидов, что помогло выяснить и в дальнейшем устранить отдельные законодательные и организационно-практические пробелы в деятельности отечественных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других общественных и административных учреждений, отнесенных к органам публичного управления, относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов.
Анализ зарубежного законодательства с позиций антропологического и аксиологического методов позволил сделать вывод, что оно, в отличие от отечественного законодательства, которое закрепляет только нормы социальной защиты инвалидов, имеет комплексный характер и направлено, прежде всего, на создание правовых гарантий реализации возможностей каждого инвалида в зависимости от его физических и умственных способностей наравне с другими членами общества во всех сферах общественной жизни. Определяющим признаком зарубежного законодательства по защите прав и свобод инвалидов является ответственность государства за созданные условия для реализации лицами с инвалидностью их конституционных прав. Следует заметить, что в законодательстве зарубежных стран отражена социальная модель инвалидности, суть которой заключается в изменении отношения к инвалиду не как к пассивному объекту отношений, а активного их субъекта, а также перенос ответственности за то, что лицо чувствует себя инвалидом. Результатом такого подхода стало антидискриминационное законодательство стран Западной Европы, Америки и других стран.
Имеющееся на сегодня законодательство России, регулирующее вопросы реализации и защите прав и свобод инвалидов, в основном основывается на медицинской модели инвалидности, которая воспринимает инвалида как пассивного члена общества, требует лишь помощи. Учитывая это, соответствующие нормативно-правовые акты регулируют вопросы медицинской реабилитации и социальной защиты инвалидов (это касается, прежде всего, социальных выплат). При этом государство не несет ответственности за отсутствие условий, необходимых для реализации инвалидом прав и свобод, закрепленных Конституцией, наравне с другими членами общества. Понятно, что в связи с интеграционными процессами, которые происходят в России, и также с признанием человека основной ценностью государства отечественное законодательство, регулирующее исследуемую сферу, требует существенных изменений и дополнений, направленных на обеспечение отношений между органами публичного управления и физическими лицами. Приоритетным в этой деятельности является расширение круга гарантированных государством прав и свобод инвалидов, касающихся всех сфер жизнедеятельности общества (здравоохранения, образования, занятости, досуга, отдыха, спорта и т. д.). Децентрализация и делегирование полномочий органам местного самоуправления, усиление ответственности субъектов административных правоотношений, виновных в дискриминационных действиях в отношении лиц с инвалидностью, за нарушение законодательства и принятия учитывая это закон РФ «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов».
При этом при анализе законодательства мы опирались на базовые понятия, научно доказанные постулаты, используя аксиоматический метод. Модель публично-правовых отношений базируется на определенных аксиомах построения отношений между властью и гражданами. И поэтому, просматривая основы законодательства, следует опираться, во- первых, на базовые постулаты права, во-вторых, учитывать те изменения, которые произошли в обществе. Однако, трансфер правовых норм не должен быть простым переносом норм из одного кодекса в другой. Он должен представлять один из шагов от устаревшей концепции административного права с засильем отсылочных норм и огромным объемом подзаконных (ведомственных) нормативных правовых актов к современному эффективного законодательства, которое будет соответствовать лучшим образцам мировой юриспруденции и, самое главное, - демократическим принципам построения отношений между властью и гражданином.
Любое научное познание основывается также на специальных методах: компаративных, наблюдения.
Компаративные метод (сравнение) дал возможность исследовать имеющиеся концепции моделей инвалидности, проанализировать опыт деятельности органов публичной власти зарубежных стран по защите прав и свобод инвалидов, который осуществляется в трех направлениях: - правовое регулирование;
- направления деятельности органов публичного власти,
- административно деликатное законодательство в контексте реализации положений антидискриминационного законодательства. На основе этого метода сделан вывод о необходимости обновления модели организации деятельности органов публичной власти, построенной на принципах обеспечения реализации прав и удовлетворения потребностей инвалидов наравне с другими гражданами, улучшение условий их жизнедеятельности. Итак, примененный в исследованиях компаративистский подход к анализу деятельности органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов дал возможность охарактеризовать ее не только с точки зрения национального опыта, но и с точки зрения мировых тенденций как правового регулирования, так и механизмов реализации и гарантии такой деятельности.
Любое научное исследование начинается обычно с наблюдения, которое заключается в определении его объекта и темы, анализе, описании результатов, формулировании выводов. С целью более детального анализа объекта исследования было использовано анкетирование как один из методов наблюдения, которое проводилось среди инвалидов I, II, III групп и детей-инвалидов; субъектов и органов публичной власти (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов публичного управления); работников реабилитационных учреждений. В связи с этим было разработано три типа анкет с определением наиболее актуальных вопросов, касающихся проблем реализации и защите прав и свобод инвалидов.
Каждая из указанных анкет и вопросы в ней направлены на конкретный круг респондентов:
- анкета 1 - инвалиды I, II, III групп и дети инвалиды;
- анкета 2 - должностные лица органов публичного власти;
- анкета 3 - работники центров реабилитации инвалидов, общеобразовательных учреждений.
В опросе приняли участие 477 человек, по 159 человек из каждой категории респондентов. Этот метод позволил выяснить причины нарушения прав инвалидов, определить уровень предоставления административных услуг лицам с инвалидностью, а также необходимость дополнения и внесения изменений в действующее законодательство и принятия специальных законодательных актов по систематизации направлений деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов.
Наряду с выше указанным, особенностью проведенного исследования является использование персонального подхода, исследование структурных компонентов которого- построение оптимизированной структурно-функциональной модели деятельности органов публичной власти направленной на обеспечение целостной, последовательной политики реализации и защите прав и свобод инвалидов.
Анализируя методологические основы деятельности органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов, необходимо акцентировать внимание на отдельных современных тенденциях методологических основ научного познания, которые нашли свое отражение в исследовании. Речь идет, прежде всего, о глобализации феномена права- эта тенденция проявилась в том, что объектом права, кроме национальных государств и их правовых систем, все в большей степени становятся также их «семьи» (группы, разновидности), а также международно-правовые системы, причем разных уровней: как всемирного, так и регионального. Реализуя такой подход, автор исследует деятельность органов публичной власти относительно реализации и защите прав и свобод инвалидов не изолированно, а в правовой системе зарубежных стран позволяет определить необходимые изменения, которые должна претерпеть эта деятельность в соответствии с ее международно-правовой регламентацией, а также приоритетные направления совершенствования административно-правового механизма реализации и защите прав и свобод инвалидов в связи с интеграционными процессами, которые происходят в России.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)