Период религиозной благотворительности к лицам с физическими или умственными недостатками
В управлении государством в начале Средневековья в западноевропейских странах участвуют два взаимосвязанных института - светский и церковный, при этом практически невозможно осуществить четкое разграничение между государственными и церковными полномочиями. При таких условиях церковь становится единственным субъектом благотворительности и посредником в оказании помощи инвалидам со стороны государства. Однако созданная государственная и церковная система социальной защиты предусматривала только минимальную поддержку лиц, которые находились в затруднительной жизненной ситуации.
Постепенное развитие промышленности и ремесел в XI-XII вв. обусловило дифференциацию помощи инвалидам за счет частного страхования: создание купеческих гильдий, а позже - цехов. Такое страхование основывалось на коллективной организации и предусматривало компенсацию за непредсказуемые экономические последствия, а также в случае увечья, болезни и тому подобное. В отдельных государствах такие гильдии возникали в разные периоды: в Х-ХI вв. (в Англии), в XI-XII вв. (в Германии), в XII в. (в Дании). Приведенное свидетельствует, что цивилизованное население Европы существенно пересмотрело сущность социальной помощи;
начинается определенная ее профессионализация, развивается взаимопомощь и создается прообраз социального страхования.
Период XIII-XIV в. в странах Европы характеризовался полным обособлением социальных вопросов от сферы государственной политики, что обусловливалось существенными причинами. Первая причина имела естественный характер и была вызвана тем, что эпидемия чумы уничтожила более половины населения европейского континента. Это привело к тому, что все города, без исключения, вели замкнутый образ существования, а помощь больным оказывалась крайне редко из-за опасений заболеть смертельным недугом. Вторая причина заключалась в том, что основные центры благотворительности - монастыри, которые веками осуществляли дотации в монаршей казны, превратились в своеобразные состоятельные имения и перестали со временем выполнять свою первостепенную функцию. Третья причина связана с созданием Святой инквизиции в конце XIII в., деятельность и полномочия которой были закреплены в Кодексе инквизиции. Этот легальный государственно-церковный орган занимался выявлением «ложных христиан» - еретиков, подлежащих казни. Среди последних большое количество составляли душевно больные и лица с другими пороками развития. Кроме того, в некоторых государствах Европы, в частности Испании, Франции, Германии, принимаются законодательные акты, согласно которым практически все лица с недостатками развития приравнивались к безумным, психически больным, а потому требовали изоляции. В случае совершения любого проступка этой категорией граждан ответственность, согласно Кодексу Бретани и
Древне испанскому кодексу, полагалась на близких родственников или
духовенство.
Таким образом, христианские идеи любви к ближнему уступили средневековому варварству и тогдашнему убогому социально-экономическому и политическому положению общества в Европе.
Христианизация славянского мира в 988 г. существенно повлияла на все сферы общества, прежде всего на социальные отношения, закономерно отразилось на характере, формах помощи и поддержки тех или иных членов общины. С этого времени на Руси формируется христианская концепция помощи, основанной на философии любви к ближнему. Субъектами социальной помощи становятся князь, церковь, приход, монастыри, что занимались такой деятельностью, милостыня. На Руси община становится институтом и источником общественного призрения, а также защиты уязвимых групп населения, что отразилось в правовых памятниках исследуемого периода. Таким образом, на Руси помощь инвалидам сводилась к содержанию их в богадельнях и монастырях. Духовенство обязано заботиться о них, выделив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. кроме того, создавались возможности для труда инвалидов, которые выполняли различные несложные хозяйственные работы, и другие доступные виды труда. Эти формы заботы выполняли и реабилитационную функцию, поскольку были способами посильного участия инвалидов в общественной работе.
Опека над инвалидами осуществлялось в зависимости от их привилегированного положения.
Таким образом, период религиозного благотворительности в отношении лиц, которые имеют физические или умственные недостатки (V в. - XIV в. ) характеризуется отсутствием постоянной государственной политики по защите инвалидов, а также сложившейся системой органов публичной власти в сфере реализации и защите их прав и свобод. В это время нормы христианства (философия любви к ближнему) существенно влияли на все сферы общества, в том числе и на характер, формы помощи и поддержки инвалидов со стороны государственной власти, которая реализовывалась, прежде всего, через церковь и сеть монастырей (княжеская и церковно-монастырская поддержки;
приходская благотворительность, милостыня и т. д. ). В то же время возникает материальная и существенная моральная поддержка инвалидов со стороны представителей местного самоуправления, всей общины, что отразилось на создании коммунальных благотворительных учреждений и религиозно национальных организаций по осуществлению благотворительности, которые содержались за счет прихожан, рабочих, меценатов и тому подобное. Анализ правовых памятников свидетельствует о таких аспектах использования категории «инвалид» : больной, калека, убогий, нищий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)