Использование информационных технологий в условиях специального и инклюзивного обучения детей со слухоречевыми нарушениями
В последнее время получает распространение инклюзивное обучение. Инклюзия оказывает существенное влияние на политику образования, научно-поисковую и практическую работу и имеет много аспектов, которые охватывают диапазон от простого зачисления учащихся с особыми потребностями в обычные классы к трансформации философии, ценностей и практических подходов целых образовательных систем.
Внедрение в коррекционно-образовательную систему информационных технологий должно происходить с учетом механизмов имеющегося дефекта, закономерностей его проявления, особенностей развития различных категорий детей с особыми потребностями. Это позволит повысить эффективность коррекционного обучения во всех его звеньях, начиная с дошкольного звена.
Инклюзивное обучение не является альтернативой специальному образованию, оно значительно расширяет его возможности. Отдельным направлением работы в контексте внедрения инклюзивного обучения в дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях является обеспечение специального подготовительного обучения и организация повышения квалификации педагогических кадров для работы с детьми указанной категории.
Ключевыми факторами на пути к прогрессивному воплощению «Плана действий» инклюзивной модели является соответствующая профессиональная подготовка специалистов для работы с детьми с особыми потребностями, наличие соответствующих методик коррекционно-развивающего учебного направления и программ, обеспечивающих поддержку учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательном пространстве.
С целью обеспечения комплексной реабилитации, создания предпосылок для социализации детей дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии разрабатываются компьютерные программы коррекционно-развивающего направления и внедряются в учебно-воспитательную среду.
Методическая структура и дидактическая наполняемость компьютерной программы «Живой звук» предусматривает специально подготовленный набор учебно-коррекционных модулей, объединенных ведущей целью - коррекция широкого спектра нарушений преимущественно языкового и слухового анализаторов. Все модули можно разделить на условные группы:
Группа 1. Упражнения по развитию слухового восприятия, направленные на развитие навыков проявлять, распознавать окружающие речевые и неречевые звуки, ориентироваться в пространстве, а также развивать слуховую память и внимание, способность идентифицировать звук с тем или иным объектом, распознавать фонетические характеристики речи.
Группа 2. Пропедевтические упражнения, направленные на развитие речевой динамики, а именно речевого дыхания, голоса ребенка, способности анализировать полученную информацию, коррекцию (лечение заикания).
Группа 3. Развивающие упражнения, к которым можно отнести все без исключения модули программы. Практически во все модули заложена возможность работать над развитием и совершенствованием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания ребенка.
Группа 4. Учебные упражнения, главная цель которых - подготовка детей к обучению в школе, в частности к овладению основами грамоты, чему способствует формирование фонетико-фонематической базы (умений и представлений) для овладения произношением, артикуляционной моторикой, знакомства ребенка с буквой и овладения навыками чтения с использованием возможностей новой информационной технологии.
Группы упражнений модулей «Волшебное зеркало» и « Интересный букварь» способствуют не только формированию речевых навыков, но и коррекционному воздействию в отношении познавательной сферы, интеллекта, речевого развития уже на ранних этапах развития ребенка.
Особое значение приобретают задачи, связанные со стимулированием развития интеллектуальной деятельности, к которым относятся задачи на применение операций логического мышления, формирование способности устанавливать ассоциативные связи между словами, прогнозирование речи.
Кроме того, работая в любом модуле, учитель-дефектолог может, как расширять цель занятия, так и ограничивать ее лишь частью выбранного материала.
Универсальный компьютерный комплекс позволяет облегчить подготовку учителя к занятию:
- систематизировать материал, касающийся каждого ученика;
- наблюдать динамику развития слухоречевых навыков учащегося;
- контролировать выполнение плана индивидуальных занятий;
- учитывать статистику использования модулей программы при составлении учебного плана.
В настоящее время универсальный компьютерный комплекс используется в специальных школах-интернатах, дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах.
Практика подтверждает, что комплекс эффективно используется для детей (взрослых) как с нарушением слуховой функции, так и с другими функциональными ограничениями, приводящими к нарушению их речевой функции.
В инклюзивной модели образования коррекционное влияние - это лишь одно из многих (хотя и определяющее) направлений работы с ребенком, который имеет специальные потребности. Поэтому внедрение информационных технологий, компьютерных программ и дистанционного образования, в частности, предусматривает наличие широкого выбора программ по различным учебным дисциплинам, которые имеют не только коррекционную, но и учебную цель.
Специальные школы, в подавляющем большинстве, не имеют соответствующей технической базы, соответствующей программной дисциплины - информатики, которая является обязательным предметом в общеобразовательных школах уже с первого класса. Это свидетельство живого нарушения права детей на равный доступ к качественному образованию и требует соответствующих изменений, поскольку главным признаком демократической зрелости общества той или иной страны является степень соответствия его системы образования современным вызовам.
Сотрудничество родителей детей с особыми потребностями и учителей в американской образовательной системе
Учебно-воспитательное учреждение должно стать родным для учеников и их семей. Родители будут чувствовать себя спокойнее, если их будут привлекать к учебно-воспитательному процессу. Постоянное социальное взаимодействие в различных условиях и обстоятельствах, в разных ситуациях сближает учащихся, учителей и родителей, создает сопереживание, привязанность друг к другу, осознание индивидуальности каждого человека и чувство защищенности.
Существуют различные уровни взаимодействия между родителями и специалистами. Различают четыре уровня:
- Уровень совместной деятельности (формальные беседы о работе и услугах, которые были предоставлены ребенку).
- Уровень кооперативной работы (разговоры о существующих проблемах, предоставление оговорок).
- Уровень координационной работы (проводятся беседы о конкретных проблемах ребенка с особыми потребностями, готовность предоставлять новые идеи и предложения, разделение на выполнение определенных ролей в процессе воспитания ребенка).
- Уровень сотрудничества (партнерство, открытость к воплощению новых идей по развитию ребенка, потребность в помощи и предоставление определенной помощи, наличие доверия и уважения между родителями и специалистами).
Родители и специалисты имеют разные уровни сотрудничества, потому что по-разному взаимодействуют и неодинаково доверят друг другу. Чем больше времени отводится на такую взаимную работу, тем лучше результаты. Также все зависит от готовности родителей и специалистов к такому партнерству.
Для того чтобы улучшить взаимодействие между родителями детей с особыми потребностями и специалистами (учителями, врачами, воспитателями и другими) надо сделать следующие шаги:
- Стать друзьями, лучше познакомиться с теми людьми, с которыми будете работать, договориться о дальнейших встречах.
- Определить общие интересы и желания, распределить роли и обязанности в процессе воспитания ребенка.
Программа раннего вмешательства основана на равноправном партнерстве с родителями и командной форме работы. Данное партнерство заключается, в первую очередь, в признании родителями определяющей роли в развитии своего ребенка. Задача специалистов состоит в поддержке и укреплении компетентности родителей. Отношения партнерства базируются на взаимном доверии, уважении и готовности к ведению диалога.
Общение должно быть постоянным и открытым, потому что именно оно играет важную роль в процессе сотрудничества между родителями и другими специалистами. Родителям важно предоставлять полную информацию о развитии их детей. Специалисты или учителя не должны скрывать ничего от родителей, потому что любые недомолвки могут, в значительной степени, повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Честность должна быть ключевым звеном общения.
Также, общение включает тактичность со стороны собеседников. Специалисты и учителя должны избегать профессиональной терминологии в процессе общения с родителями. Их высказывания должны быть понятными и четкими.
Умение выслушать является важной составляющей общения между родителями и другими специалистами. Каждый должен уважать мнение другого и уметь проанализировать его, а не навязывать свое видение. Выслушивая друг друга, родители и учителя могут прийти к общему решению любых проблем, которые могут возникнуть в процессе воспитания ребенка с особыми потребностями.
Заинтересованность также влияет на процесс формирования тесного сотрудничества между родителями и другими специалистами, потому что она требует выполнения определенных обязанностей и серьезного отношения к процессу воспитания и обучения ребенка с особыми потребностями. Специалисты и учителя должны глубже проникать в проблемы семьи, где есть дети с особыми потребностями, и пытаться предоставить существенные советы по решению этих проблем. Родители, в свою очередь, должны быть готовы прислушаться к данным советам и пытаться сделать все возможное, чтобы избежать в дальнейшем данных проблем.
Более того, учитель или другой специалист должен стать другом семьи, то есть отношения должны быть открытыми и искренними. Они не должны общаться только в рамках учебного заведения, но и за его пределами.
Родители должны быть вовлечены в процесс принятия решений относительно методов и программ обучения их детей. Должен происходить взаимный обмен идеями, мнениями и предложениями по совершенствованию методик воспитания и обучения.
Но в этих отношениях могут появиться две крайности: полная зависимость родителей от учителей или, наоборот, их полная независимость. Поэтому, необходимо держаться золотой середины, а для этого нужно помочь родителям почувствовать, что они являются одним из ведущих элементов процесса воспитания ребенка.
Усвоение определенных навыков является также одним из ключевых моментов сотрудничества между родителями и другими специалистами. Родители очень ценят профессионализм учителей или других специалистов, которые способны указать и помочь раскрыть скрытые способности их детей. Они также обращают внимание на то, в состоянии ли тот или иной специалист или учитель приспособиться к изменениям, которые происходят в программе обучения, и хочет ли он самосовершенствоваться и узнавать что-то новое, искать новые подходы к процессу воспитания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)