Что такое «маленькие ступени»?
«Маленькие ступеньки» - это программа раннего вмешательства для стимуляции детей с задержкой развития от рождения до 4-летнего возраста. Раннее вмешательство предусматривает начало обучения детей с отставанием в развитии как можно раньше для того, чтобы помочь им максимально развить свой потенциал.
«Маленькие ступеньки» в первую очередь предназначены для родителей детей с умственным отставанием. Они содержат практические советы по обучению детей в домашних условиях. Основным постулатом этой программы является то, что родители - это лучшие учителя для своего ребенка. Эта программа также может использоваться педагогами, врачами и студентами.
«Маленькие ступеньки» является всеобъемлющей не только с точки зрения учебного плана, но и в подходах к тому, как научить. В представленной методике, кроме основных принципов, представлены сотни специфических полезных советов, основанных на многолетнем опыте работы и пожеланиях родителей о том, как лучше организовать работу с детьми.
«Маленькие ступеньки» могут использоваться гибко - как источник для периодического обращения опытным учителем, или как полное руководство «сделай сам» для новичка. В то же время эта методика является австралийской разработкой, которая отражает австралийские реалии.
Что является основой «маленьких ступенек»?
«Маленькие ступеньки» созданы на основе учебной программы для детей с нарушениями развития университета Маккуори. Материал для этой программы был собран в процессе реализации другого проекта - программы по исследованию синдрома Дауна (эта программа разрабатывалась для использования не только в работе с детьми, имеющими синдром Дауна.)
Программа по исследованию синдрома Дауна университета Маккуори была первой австралийской программой раннего вмешательства и внесла значительный вклад в работу с умственно неполноценными детьми, как в Австралии, так и за ее пределами.
Вот некоторые из основных принципов программы университета Маккуори, которые нашли свое отражение в «Маленьких ступеньках»:
- Все дети способны учиться. Дети с умственным отставанием учатся медленнее других, но они могут учиться;
- Дети с умственным отставанием должны научиться тому, что знают и умеют здоровые дети - эти навыки помогут им играть, общаться с другими, достичь максимально возможной независимости и стать членами общества;
- Родители больных детей являются их главными и лучшими учителями;
- Первые годы жизни имеют ключевое значение в обучении детей. Поэтому обучение нужно начинать как можно скорее после установления диагноза или выявления задержки развития - именно поэтому это называется ранним вмешательством;
- Правильная система оценки и преподавательская методика способствуют максимальной эффективности обучения;
- Все дети разные и каждая семья является особенной. Успешная программа должна учитывать потребности - как ребенка, так и его семьи.
Программа университета Маккуори
«Маленькие ступеньки» базируются на преподавательских методиках и учебных планах, разработанных в университете Маккуори для программы по исследованию синдрома Дауна. Этот проект университета является программой раннего вмешательства, цель которого - полное раскрытие потенциала ребенка путем тщательного обучения в течение первых лет жизни или с момента установления умственной отсталости.
До 70-х годов ХХ века в Австралии мало кто слышал термин «раннее вмешательство». Подавляющее большинство детей с умственным отставанием не получали систематической помощи со стороны профессиональных педагогов к началу школьного обучения. Не считая медицинского наблюдения, дополнительные занятия для детей раннего возраста преимущественно предоставлялись тем из них, которые имели не умственные, а физические недостатки. Поскольку на тот момент было мало известно о возможности развития детей с умственными недостатками, многим родителям советовали передавать детей в специализированные учреждения. Сейчас уже известно, что эти дети могли с успехом находиться дома и там получать всю необходимую помощь. Значительно большему количеству семей советовали любить и заботиться о своих детях, но даже не мечтать о каком-либо обучении, кроме обучения гигиеническим навыкам и самостоятельному питанию.
Конечно, были счастливые семьи, которые имели собственные взгляды на то, что могут достичь их дети и, в которых они получали великолепный уход и помощь со стороны профессиональных врачей, физиотерапевтов, логопедов и медсестер. Были также семьи, которые эффективно воспитывали и учили своих детей без всякой помощи со стороны. Вопросы, которые возникали в процессе воспитания детей, ставились перед учеными и профессиональными педагогами. Новые теории по развитию ребенка подчеркивали важность начала обучения ребенка в течение первых пяти лет жизни. Итак, встал логичный вопрос - если обучение в этот период является настолько важным для здоровых детей, почему бы не ввести его и для детей с нарушением умственного развития?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)