Результаты внедрения программ раннего обучения
Результаты внедрения программ раннего обучения с момента установления диагноза для детей с нарушением умственного развития показали, что эти дети могут овладевать многими навыками и умениями, так же, как и здоровые дети. Наиболее многообещающие результаты поступили из программы по исследованию синдрома Дауна, которая внедрялась в городе Сиэтл (штат Вашингтон). Результаты этих исследований заинтересовали небольшую группу специалистов с кафедры педагогики университета Маккуори. Они получили средства на воспроизводство сиэтлской программы в своем университете. Так в 1974 году началась программа по исследованию синдрома Дауна в университете Маккуори.
Эта программа стала первой попыткой ввести систему раннего вмешательства в развитие детей в Австралии. Так, участники программы должны были не только определить, как ввести ее, но и как пристроить ее к австралийским условиям. Кроме того, специалисты программы должны были продемонстрировать заинтересованным лицам свои разработанные методики и их результаты по ряду научных публикаций и на примере показательной группы, которая была создана именно для того, чтобы за ней наблюдать. Сегодня программы раннего вмешательства внедрены по всей Австралии. Многие из них используют методики и материалы, разработанные в университете Маккуори. Собственно, сама программа этого университета была повторена в Гонконге, а интерес к ней проявили еще несколько азиатских стран.
Повышение заинтересованности в программах раннего вмешательства происходило вследствие чрезвычайно положительных результатов их внедрения. Сравнительные исследования убедительно доказали, что дети, которые занимались по программам раннего вмешательства, на момент поступления в школу имели более высокий уровень знаний, чем их сверстники, которые не получали специального обучения. С тех пор гораздо больше детей с нарушениями развития стали посещать обычные школы, еще больше из них могут находиться в неспециализированных учреждениях в течение первых лет жизни. Благодаря этим методикам даже дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут научиться читать и писать, а также общаться с окружающими. Дети усваивают эти навыки не потому, что им дают какие-то лекарства, а потому, что необходимые знания им подаются своевременно и в соответствующей форме.
Характерные особенности программы Маккуори
Ниже представлены основные различия программы университета Маккуори и, соответственно, те методики, которые представлены в «Маленьких ступеньках».
Эта программа разработана для того, чтобы помочь детям с умственной отсталостью достичь максимально возможного развития и вести нормальную жизнь. Чем больше смогут научиться дети с отставанием в развитии, тем больше будет их участие в жизни общества.
«Маленькие ступеньки» является скорее образовательной, чем лечебной программой. Она создана для обучения тем навыкам, которые они способны понять, а не для лечения тех заболеваний и состояний, которые являются причиной отставания ребенка. Там, где специфическое лечение необходимо, его выбор и осуществление возлагается на участкового врача, который наблюдает за ребенком. В университете Маккуори учителя и врачи пытались научить детей определенным навыкам, чаще всего это происходило через обучение родителей тому, как они должны тренировать своих детей дома.
Программа учит обычным навыкам развития. Это означает, что «Маленькие ступеньки» учит тем навыкам, которым дети обычно учатся в процессе развития. Именно тем навыкам, которые помогут ребенку развиваться дальше.
Обучение происходит постепенно. Отсюда происходит и само название методики. Дети с отставанием в развитии учатся так же, как и здоровые дети, но медленнее.
Конечно, задача может показаться невыполнимой для таких детей, но на самом деле любую задачу можно решить, если представить ее в виде серии маленьких задач.
Программа является результатом тщательных исследований. Дети с отставанием в развитии учатся лучше, если нужные знания подаются им в нужное время. Поэтому перед началом обучения необходимо четко определить, что именно ребенок умеет делать и, соответственно, чему он способен научиться далее.
Дети работают в соответствии с поставленной задачей. Задачей называются те навыки, над которыми работает ребенок в конкретный промежуток времени. Поставленная задача предусматривает те навыки, которыми будет обладать ребенок после ее выполнения. Кроме того, это помогает учителям и родителям точно помнить, чего именно они хотели достичь.
Каждый ребенок имеет индивидуальную программу. Конкретные задачи для ребенка создают временные рамки для проведения общей программы. Содержание программы зависит от того, чему ребенок готов научиться, времени и ресурсов, имеющихся для обучения ребенка. Программы разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить успешность выполнения задач ребенком и соответствовать ритму жизни семьи. Большинство навыков, описанных в «Маленьких ступеньках», взята из учебного плана программы университета Маккуори, которая известна под названием «Реестр навыков развития». Но непосредственно методики обучения могут варьироваться в зависимости от того, чему именно надо научить ребенка.
Методике преподавания легко научиться, и она не требует особых технологий. Эти методики созданы на основе результатов многолетних исследований и поисков наиболее эффективных и полезных методов преподавания, которые могли бы применяться как в домашних условиях, так и в классах. Очень часто эти методики становятся частью общего поведения с ребенком. Так, многим навыкам ребенок может научиться в процессе повседневного общения без специальных занятий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)