Уточнение термина «инклюзия»
В понимании Индекса инклюзия - это принципиальный подход к развитию образования и общества. Он связана с идеей демократического участия в плоскости образования и вне ее. Это не просто один из аспектов образования, который касается определенной группы детей. Этот подход направляет в единое русло все меры, которые внедряются в рамках различных инициатив, таким образом, чтобы все они в результате работали на расширение возможностей для обучения и участия каждого: детей и их семей, работников и членов совета школы, а также других представителей общественности.
В понятие инклюзии каждый вкладывает собственное значение. Ее сущность, подобно другим сложных терминам, невозможно выразить одним предложением. На самом деле многие люди замечают, что их представление об инклюзии становятся выразительнее, когда они имеют дело с Индексом, размышляя над его индикаторами и вопросами. Рассмотрение этих практических последствий инклюзии часто приводит к значительно более широкому консенсусу, чем пространные теоретические дискуссии, оторванные от анализа практических действий.
Некоторые характеристики нашего подхода к инклюзии обобщены. По нашему мнению, инклюзия - это непрерывный процесс, направленный на привлечение индивидов, создание открытых систем и сред на основе принципа максимального участия и пропаганды инклюзивных ценностей.
Она предусматривает расширение возможностей для большего участия каждого: привлечение к различным аспектам школьной культуры и жизни той организации образовательного пространства, состоящий в местном контексте. Также важным элементом этого подхода является избежание всех форм исключения и дискриминации. Инклюзия говорит о необходимости прислушиваться к мнению детей и действовать соответствующим образом. Кроме детей, этот подход так же касается их семей и персонала учебных заведений. Нам сложно представить, как можно вводить поддержку увеличения участия детей и достигать в этом значительных успехов, когда взрослые, которые с ними работают, лишены возможности влиять на процессы принятия решений по конкретным вопросам организации своей работы. В то же время в понимании многих людей инклюзия связана только с детьми, которые имеют определенные нарушения развития или попадают под категорию «учеников с особыми образовательными потребностями». Нам такой взгляд представляется проблемой тематической. Мы подробнее остановимся на этом аспекте при анализе барьеров для обучения и участия.
Путаница в представлениях об инклюзии частично обусловлена употреблением термина «социальная инклюзия». В некоторых случаях он используется в смысле «преодоления депривации», в частности бедности или отсутствия приличного жилья, тогда как в других случаях этот термин означает преодоление ситуации, вызванной этими неблагоприятными. В государственных образовательных нормативных документах понятие «социальная инклюзия» понимается как преодоление «трудностей поведения». Нам пришлось слышать, как однажды, участвуя в научно- исследовательском проекте, учительница так представила себя и свою коллегу: «Я занимаюсь инклюзией, то есть особыми потребностями, а она отвечает за социальную инклюзию - за непослушных ребят». Однако мысль о том, что «инклюзия» должна заниматься одной семьей или группой, а «социальная инклюзия» - другой, несостоятельна. Распространено восприятие инклюзии как таковой, что касается людей с нарушениями развития, ведет к ошибочному выводу, что они испытывают несоциальную эксклюзию, которая возникает автоматически как прямое следствие их нарушений. Все формы инклюзии и исключения являются социальными и возникают в процессе взаимодействия человека с его средой.
Для повышения уровня инклюзии необходимо уменьшать степень исключения (эксклюзии). Другими словами, речь идет о борьбе с различными факторами, которые вызывают исключения в той или иной степени и, соответственно, препятствуют участию. Мы пытаемся пропагандировать целостную концепцию развития учебных заведений, а потому, прежде всего, должны четко определиться со своим терминологическим аппаратом. В связи с этим также следует обратить внимание на то, что понятие «исключения» в толкованиях, действующих нормативными документов означает наказание в форме временного отстранения от занятий или полное исключение ребенка за нарушение школьных правил дисциплины. Такое толкование до сих пор сохраняется, поэтому исключение часто понимают, как принудительное отстранение ребенка от учебного процесса в школе. Попутно заметим, что применение наказаний в виде запрета заниматься, как правило, означает очередной этап в развертывании процессов исключения.
Чтобы увеличить участие каждого, нужно развивать образовательные системы и учебные заведения таким образом, чтобы в своей деятельности они могли максимальных учитывать фактор разнообразия и делать это таким образом, который будет свидетельствовать о признании равной ценности каждого человека. Недостаточно, чтобы наша система образования и учебные заведения просто реагировали на различные особенности детей, поскольку тогда мы вероятно получим определенную систему ценностей в школах и между ними. В некоторых случаях школы реагируют на многообразие тем, что разделяют детей на группы по академическим показателям, по инвалидности, вероисповеданию или социально-экономическим статусам. Распределение детей по их учебным достижениям опирается на традицию применения тех или иных категорий, или «навыков», согласно индивидуального уровня способностей еще в очень раннем возрасте. Подобная практика накладывает определенные ограничения на то, как в дальнейшем будут оценивать возможности ребенка в учебе, и негативно сказывается на адекватности ее собственных ожиданий. Школы, которые одинаково ценят каждую личность, открыты для всех детей, проживающих в их общинах. Это связывает инклюзию с идеей развития одной общей школы для всех и создания системы общего
образования, сочетает в себе дошкольные и общеобразовательные учебные заведения. 7 Ainscow, M., Booth, T. and Dyson, A. (2006) Improving schools, developing inclusion [Совершенствуя школы, развивая инклюзию], London, Routledge.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)