Путеводитель по инклюзии.
В пособии «Индекс инклюзии: развитие обучения и участие в жизнедеятельности школы» отражена простая и понятная технология, которая служит для того, чтобы проводить самооценку и в дальнейшем совершенствовать работу школы. Эта технология представляет собой альтернативу оценке учебного заведения, которая осуществляется на основании внешней инспекторской проверки и несет в себе элементы соперничества и страха «провалиться» по тем или иным критериям. Зато само оценивание позволяет развивать вашу школу в сотрудничестве с другими и в соответствии с вашими собственными принципами. Представленную здесь технологию можно применять различными способами. Она помогает мыслить более предметно, мотивирует к индивидуальным и коллективным действиям и позволяет структурировать образовательное развитие на школьном уровне и на уровне общества. Много полезного в пособии также найдут для себя и отдельные учителя, другие специалисты, а также родители / опекуны. Работая с ним побуждает читателей по-новому взглянуть на вопрос о том, что дети могли бы изучать в школах, и обмениваться своими мнениями по этому поводу.
По замыслу авторов, методика работы с материалами Индекса опирается на широкую базу знаний и опыта, которыми обладают члены персонала, дети, молодежь и их семьи, в отношении учебной среды в своем заведении и путей его совершенствования. Она позволяет совместное использование этих значительных ресурсов, чтобы достичь реальных позитивных изменений. Это комплексный документ, который помогает каждому четко определить свои собственные дальнейшие шаги по развитию учебной среды. Вместе с тем следует отметить, что независимо от того, насколько инклюзивной считают школу, работа по Индексу помогает в дальнейшем поддерживать непрерывные процессы, направленные на развитие обучения и участия в школьной жизни и минимизацию действия любых факторов, приводящих к их исключению.
От некоторых пользователей звучали замечания, что материалы Индекса, его индикаторы и вопросы охватывают слишком большой круг разноплановых вопросов, и поэтому могут казаться слишком сложными для полноценной обработки; или они поднимают такое количество проблем, что было бы глупо требовать от любой школы решать все эти вопросы. По нашему мнению, причина этих комментариев заключается в непонимании принципа применения материалов Индекса. Школы - это сложные и многогранные организации. Подобно путеводителю по городу или стране, Индекс позволяет людям выбирать определенные места, которые они желают посетить, и дают возможность повторной поездки, чтобы осмотреть другие. В этом смысле Индекс служит таким же подробным ориентиром-путеводителем, который помогает людям, работающим вместе, решить, что они будут развивать дальше, составить план и воплощать его в жизнь. Однако некоторые туристы не планируют свою поездку заранее до мельчайших деталей, зато они просто прибывают в пункт назначения и начинают свое знакомство с новой страной. Аналогично, пользователи этого пособия могут выбрать определенную часть Индекса, которая их заинтересовала- даже если это один-единственный вопрос - и начиная от этой отправной точки, разворачивают свою деятельность: исследуют ситуацию шире и принимают меры.
Применение Индекса - это не просто еще один дополнительный проект для школы, а способ совершенствовать ее деятельность на основе инклюзивных ценностей. Индекс не исключает сосредоточения на повышении знаний, а помогает создавать благоприятные условия для улучшения успеваемости всех детей через сотрудничество и продуктивную организацию среды для обучения и преподавания. Он помогает мотивировать детей к активной учебной деятельности, в процессе которой они имеют возможность интегрировать то, чему их учат, в собственный опыт и задумываться над реалиями своей повседневной жизни. Это документ практической направленности: он подталкивает к рефлексии относительно того, как инклюзия проявляется во всех аспектах школьной жизни - в учительских, классных комнатах, на игровых площадках, в отношениях внутри школы и в отношениях с семьями и общинами. Кроме того, в Индексе большое внимание уделяется реализации изменений на уровне школьной культуры, благодаря чему процесс развития приобретает устойчивый характер.
Приглашение к диалогу
Главной составляющей Индекса являются несколько сотен вопросов, каждый из которых может положить начало глубокой рефлексии и привести к новым вопросам и ответам. Поэтому материалы Индекса не определяют, что людям нужно делать, или о чем думать.
Скорее наоборот- они открывают возможность для диалога. Когда двое или более людей вовлечены в диалог, обсуждение, то каждый из участников такого общения, что происходит на принципах человечности и равенства, честности и доверии, лучше узнают и понимают мысли другого и убеждения, которые лежат в их основе. Слушать становится важнее, чем говорить. Появляется готовность немного отойти от прежних позиций–по крайней мере на некоторое время - и тем самым общий поиск истины воспринимается как настоящий всеми собеседниками. Стороны не согласовывают между собой, что они считают шагом в процессе обсуждения, и такой прогресс становится общей ответственностью. Диалог представляет собой дискуссию, отсылая к происхождению этого слова, которое имеет одинаковую корневую основу с английскими «столкновения» (percussion) и «сильный удар» (concussion). И хотя слово «Дискуссия» также имеет более мягкое значение, эта смысловое отличие является поучительным. 6 Boem, D. (1996) On Dialogue, London, Routledge.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)