Внедрение игровых технологий в практику инклюзивного обучения
В современном обществе наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития - это и речевые патологии, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта и тому подобное. Проблема внедрения игровых средств обучения в процесс коррекции нарушений общего развития детей с ограниченными возможностями все чаще становится предметом научных исследований. Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных игровых технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ограниченными возможностями, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций.
Большое внимание как зарубежными, так и отечественными исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в игровой деятельности. Основными аспектами при изучении игровой деятельности дошкольников является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективных и гуманных качеств личности ребенка.
Именно игра должна стать эффективным средством организации учебно-воспитательного процесса с детьми в условиях инклюзивного обучения. У детей с церебральным параличом часто, особенно в начале обучения их грамоте, проявляются трудности при написании букв. Наиболее характерной особенностью их письма может быть его отражение. Учитель должен систематически при обучении грамоте включать игровые упражнения для преодоления этого недостатка.
На уроках русского языка следует использовать игры для общего и речевого развития учащихся. Эти игры основываются на речевом материале, но их цель не только речевое, но и общее развитие учащихся, в том числе развитие их памяти, внимания, сообразительности, умения классифицировать предметы, сравнивать их, дифференцировать. Игры могут быть использованы не только на уроках русского языка, но и на других уроках.
С помощью дидактических игр на уроках математики осуществляются такие учебные задачи:
- закрепление знаний об образовании чисел первого десятка;
- развитие умения устанавливать количественные отношения, определять состав числа;
- упражнения на сложение и вычитание чисел и др.
Для эффективного проведения математических игр необходимо использовать цифровые карты, рисунки с определенным количеством предметов, сами предметы (палочки, каштаны, орехи, желуди и др.). Применение математических игр имеет особое значение для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения, потому что им достаточно сложно запомнить цифровой материал без использования наглядности.
На уроках математики используются игры для счета и закрепления понятий о числе, которые помогают закрепить знания о числовом ряде, развивают умение устанавливать соотношение количества с цифрой.
Большинство учеников, больных детским церебральным параличом, долго не могут усвоить состав числа. Этот материал чрезвычайно важен для усвоения в 1 классе, поэтому «Игры на закрепление состава числа» помогут детям усвоить материал о составе числа, и их целесообразно проводить в течение всего обучения в 1 классе.
Игры на развитие и закрепление вычислительных умений целесообразно проводить уже с началом изучения темы «сложение» и «вычитание в пределах первого десятка».
Психологи и логопеды подчеркивают, что упражнения и игры для психокоррекции должны соответствовать следующим требованиям:
- использование различных уровней выполнения заданий в соответствии с концепцией поэтапного формирования умственных действий;
- проведение не только на игровом, но и на дидактическом материале в соответствии с программами определенных предметов для обеспечения переноса сформированных познавательных операций и действий в учебную деятельность;
- соответствие принципу постепенного усложнения задач в пределах зоны ближайшего развития ребенка;
- побуждать детей использовать усвоенные приемы познавательной деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий.
При проведении занятий и игр необходимо соблюдать определенные условия и требования: не утомлять и не обременять школьников, не стремиться получить быстрый видимый эффект при определенном виде деятельности, разнообразить занятия, соблюдать гигиенические условия; игры должны быть дозированными, доступными, стимулировать к познанию нового.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)