Особенности организации обучения и воспитания детей с умственной отсталостью в инклюзивном учреждении
Формируются новые подходы к организации помощи детям с нарушениями психофизического развития. Сейчас переосмысливаются основные парадигмы организации работы с такими детьми, внедряются идеи интеграции и инклюзивного обучения.
Одну из групп детей с недостатками психофизического развития составляют дети с нарушениями интеллекта, а именно умственно отсталые. На сегодняшний день, у учителей общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений возникают трудности с пониманием особенностей этой категории детей. Их часто дифференцируют с детьми с задержкой психического развития, педагогически запущенными детьми, а затем усложняется процесс обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, недостаточно учитываются особенности психофизического развития таких детей при выборе методик обучения и воспитания их в условиях инклюзивного учебного заведения.
Для понимания особенностей детей с умственной отсталостью первоочередной задачей является определение сущности понятия. Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности на основе органического повреждения центральной нервной системы. Умственная отсталость делится на два вида: олигофрения и деменцией. Олигофрения возникает в результате мозговых заболеваний в период внутриутробного развития, в раннем детстве или как следствие родовых травм. Подавляющее большинство учеников с умственной отсталостью и составляют дети-олигофрены, у них недоразвиты высшие формы познавательной деятельности. Поскольку умственная отсталость в процессе развития ребенка не прогрессирует, то в специально организованных условиях такой ребенок способен овладеть определенными знаниями и умениями, достичь определенного уровня развития. Главным условием такого развития является коррекционно-развивающая работа. Для ее реализации необходимо соблюдение следующих условий:
- Адаптация содержания образования к познавательным возможностям учащихся.
- Наглядность обучения.
- Замедленность процесса обучения.
- Повторяемость в обучении и воспитании.
- Включение ученика в деятельность, направленную на преодоление трудностей и препятствий.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
- Использование игры в учебно-воспитательном процессе.
- Включение в учебно-воспитательный процесс оздоровления и лечения.
- Соблюдение охранно-педагогического режима.
- Положительные эмоции педагога как средство стимулирования детей к деятельности и общению.
- Стимулирующая функция педагогической оценки.
При реализации требований коррекционного компонента учебно-воспитательного процесса перед коллективом инклюзивного заведения возникает целый ряд вызовов. В частности, учителя инклюзивного класса для реализации коррекционных целей должны обладать коррекционно-направленной методикой обучения. Если методы учебы не будут учитывать специфику нарушений ребенка и не будет коррекционной направленности, то инклюзивное обучение будет неэффективным. Не следует забывать и о коррекционном компоненте воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в инклюзивном классе. В условиях специальных школ-интернатов воспитательная работа является систематической и целенаправленной. В условиях инклюзивного заведения часть воспитательных функций возлагается на семью, которая не всегда способна их выполнить. Учитывая это, в инклюзивных классах следует оптимизировать воспитательную работу с детьми с особенностями психофизического развития.
Одним из путей реализации коррекционного компонента является проведение коррекционно-развивающих занятий специалистами (дефектологами, логопедами, психологами). Для умственно отсталых детей определены следующие занятия: «Развитие речи», «Социально-бытовое ориентирование», «Ритмика», «Лечебная физкультура».
Отсутствие соответствующих специалистов ставит под угрозу реализацию коррекционно-развивающей работы. Особые коррекционно-развивающие возможности имеет трудовое обучение. Именно коррекционно-направленное трудовое обучение является важным фактором развития ребенка с недостатками психофизического развития и подготовки его к самостоятельной жизни. Отсутствие или недостаточность этого коррекционного средства в инклюзивном заведении значительно снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, следует учитывать и другие риски, которые будут сопровождать учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учебного заведения, а именно:
- несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям ребенка с умственной отсталостью;
- несоответствие темпа обучения на уроке учебным возможностям ребенка;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание негативных оценочных стимулов;
- недоразумения и конфликтные ситуации в коллективе и семье ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)