Дифференциация задач в системе профессионально-технических учебных заведений в условиях инклюзии
Главным является адаптация учащихся в группе, и разработка дифференцированных задач для диагностики и контроля усвоения знаний. Результатом дифференциации обучения должно быть более простое и быстрое усвоение предмета. Этому способствует создание ситуации успеха, которая влияет положительно.
В системе профессионально-технического образования в инклюзивной среде и происходит подготовка квалифицированных кадров по профессии «Оператор по обработке информации и программного обеспечения». Часть детей группы - это дети с психофизическими особенностями развития. Первоочередной задачей является адаптация, как этой части группы, так и другой для понимания и взаимодействия. Эта кропотливая работа проходит в виде воспитательных часов, тренингов и мотивирующей части - это все помогает создать группу, как единое целое. В свою очередь, ученики с определенными особенностями психофизического развития начнут себя чувствовать частью этого единого коллектива, а коллектив будет поддерживать каждое свое звено. Только после таких действий, направленных на адаптацию, можно начинать работу с дифференцированием обучения для инклюзивного класса. В первую очередь, необходимо определить уровень подготовки, с которым ученик поступил учиться. Соответственно для этого и создано диагностическое тестирование. Вопросы этого теста состоят из нескольких блоков различных уровней.
Главным результатом исследования был уровень знаний и умений, которые ученики получали в течение всего цикла профессионально-теоретического и профессионально-практического обучения. Учитывая их особенности, выполнялся подбор разноуровневых задач и своевременная корректировка этих же задач, с целью постепенного и результативного освоения профессии. В разные промежутки времени эта методика давала разный результат, но благодаря индивидуальному подходу удавалось выравнивать положение. Далее, на базе диагностического выявления знаний, необходимо корректировать изложения нового материала и проверку его усвоения. Как для обычных лабораторно-практических работ, так и для промежуточных тематических выполняется подбор различных уровней задач отдельно каждому ученику с особыми потребностями. Эти задачи большего объема, но они от самого простого к самому сложному. Ученик, выполняя задачи, не только овладевает новым материалом, а и попадает в «ситуацию успеха», которая мотивирует его и позволяет понять, что некоторые недостатки не являются препятствием быть полноценным членом социума. По результатам дифференцирования обучения для учащихся с особыми потребностями есть существенный прогресс. Качество знаний растет на 25%. Уровень мотивации для стремления развиваться дальше становится очень большим, поэтому все ученики после окончания учебы решили продолжить получать образование дальше.
Дифференциация обучения в инклюзивном классе является основной целью педагога, который, обучая именно в такой среде, несет моральную ответственность за каждого своего ученика, особенно ученика с любыми психофизическими недостатками. На подготовку качественного кадра для работодателя не должны влиять любые психофизические отклонения лица, которое получает образование, поэтому, используя различные методы обучения, педагогический работник достигнет необходимого результата
Использование средств музыкального искусства в условиях инклюзивного образования
Средствами музыкального искусства педагоги могут предупредить эмоциональный дискомфорт, создать положительную мотивацию на занятиях, анализировать собственные эмоции.
Общая тенденция роста интереса к человеку в цивилизованных странах мира указывает на актуальность гуманистического подхода к исследованиям проблемы инклюзии в жизни общества. Инклюзия предусматривает создание образовательной среды, отвечающей потребностям и возможностям каждой личности, независимо от особенностей его психофизического развития.
Искусство имеет значительный развивающе-воспитательный потенциал, который необходимо учитывать при подготовке специалистов для работы в условиях инклюзивного образования. В связи с необходимостью успешного решения этих вопросов нужно развивать профессиональное самосознание, психологическую культуру, умение владеть психологическими технологиями. Высокими должны стать как уровень образования, так и личностные качества: толерантность, эмпатия, жизненная мудрость, благородство. Важен эмоциональный контент коррекционного образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)