Процедура метода кинетического рисунка школы
Особенностью кинетического рисунка школы является то, что ребенок рисует школу, себя в ней, учителя и одного или двух друзей таким образом, чтобы каждый выполнял какое-то действие. Для теста необходимо минимальное количество средств: альбомный лист формата А4, карандаш твердости В или 2В. Кинетический рисунок школы согласно оригинальной инструкции предусматривает выполнение такой инструкции: «Пожалуйста, нарисуй одну школу так, чтобы каждый что-то делал. Попробуй нарисовать целого человека и рисуй настолько тщательно, насколько сможешь. Помни, нарисуй себя, своего учителя, одного или двух друзей так, чтобы каждый что-то делал».
Как и при любом другом проективном тесте с рисунками, в этом случае тест также очень чувствителен к инструкции. В случае если ученик говорит, что у него нет друзей, он может нарисовать одноклассников, но ответ ребенка, как актуально генетическую реакцию, следует записать.
Кинетический рисунок школы может выполняться как индивидуально, так и в группе. Хотя индивидуальный рисуночный тест требует больше затрат времени, однако, принимая во внимание актуально генетические состояния, может предоставить больше информации о ребенке. Групповой рисуночный тест требует особого внимания, так как следует позаботиться о том, чтобы дети не влияли на рисунки друг друга. Лицу, производящему тест, необходимо расспросить ребенка обо всех фигурах, мотивах или действиях на уже готовом рисунке, которые для него не понятны или не поддаются идентификации. На выполнение задания не предусмотрено конкретно отведенного времени, следует обеспечить ребенку возможность свободно раскрыться без ограничений во времени.
Когда дети подают знак, что закончили, лицо, производящее тест дает несколько - очень важных с точки зрения интерпретации - дополнительных инструкций (указаний):
- Пронумеруйте фигуры людей в порядке, в котором они были нарисованы!
- Напиши на рисунке имена людей, которые на нем изображены! (Около фигуры или под ней, или где есть место, можно провести стрелку, но чтобы все было понятно).
- Возле своего имени поставь звездочку!
- Напиши на рисунке, кто и что делает!
- На обороте напиши свое имя и возраст!
После выполнения рисуночного теста человек, который проводил тестирование, должен убедиться, что все элементы рисунка понятны, проверить, какая фигура кого изображает и что именно делает каждая изображенная фигура. Более детальный послетест предусматривает возможность задать еще несколько дополнительных вопросов:
- Что в нем хорошего?
- Что в нем плохого?
- В каких отношениях он с тобой находится?
- О чем думает?
- Чего ему хочется, в чем он больше нуждается?
- Что делал перед тем, как (называется действие, указанное ребенком)?
- В каких отношениях находится с другими?
- Что ты чувствуешь по отношению к нему?
В послетест рекомендуется ставить еще и проективные вопросы о школе:
- От чего бы ты освободился в школе?
- Сколько беды, проблем наносит тебе школа?
- В чем ты лучший в школе?
- Что ты любишь в школе больше всего?
- Что самое хорошее и самое плохое в школе?
- Что ты любишь делать больше всего вне школы?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)