3.6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания
Один из распространенных расстройств, присущий по разным данным 3-5 – 8-15% детей и 4-5% взрослых. Причины этого состояния до сих пор изучаются. Среди факторов, вызывающих его, можно выделить наследственные и соматические нарушения (соматический – от греч. – Тело, телесный – в медицинской практике используется для определения явлений, связанных с телом, в отличие от явлений психического характера. Болезни по этому признаку разделяют на соматические и психические). У таких детей наблюдается комплекс клинических, физиологических, психологических и биохимических изменений, иногда определенных минимальных мозговых дисфункций (сборная группа различных патологических состояний, которые проявляются в комбинированных нарушениях восприятия, моторики, внимания) и др. В то же время, такое состояние может напоминать ряд других нарушений: неврозы, задержку психического развития, аутизм, некоторые психические расстройства и др. Иногда гиперактивность с дефицитом внимания трудно отделить от нормального развития с характерной для определенного возраста двигательной активностью, от особенностей темперамента отдельных детей. Обычно это состояние чаще наблюдается у мальчиков.
Среди характерных признаков гиперактивности с дефицитом внимания можно выделить чрезмерную активность, нарушения внимания, импульсивность в социальном поведении, проблемы в отношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности в обучении, низкую академическую успеваемость, низкую самооценку и тому подобное.
Если ребенку вовремя не предоставляется психолого-педагогическая помощь, в подростковом возрасте это состояние может перерасти в антисоциальное поведение.
Педагог, заметив признаки гиперактивности с дефицитом внимания, должен привлечь в команду специалистов психолога, невропатолога, терапевта, родителей. В отдельных случаях может понадобиться медикаментозное лечение. В повседневной работе и общении с учеником все члены команды должны придерживаться выработанной общей стратегии поведения. Полезными будут и семейные психологические тренинги, которые снизят уровень стресса в семье, уменьшат вероятность конфликтов в социальном взаимодействии с ребенком, выработают у родителей навыки позитивного общения с ним.
Несколько советов учителю
- Целесообразно посадить ученика за первую парту, он будет меньше отвлекаться.
- Расписание уроков должно учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться и воспринимать материал.
- Виды деятельности на уроке должны быть структурированы для ученика в виде карточки четко сформулированных действий, алгоритма решения задачи.
- Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.
- Ученику трудно сосредоточиться, поэтому его нужно несколько раз побудить к исполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задачи таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе всего класса.
- Добивайтесь выполнения задания и проверяйте его.
- Находите различные возможности для выступления ученика перед классом (например, как выполнял задачи, что делал во время дежурства, как готовил творческую работу и т.д.).
- Учебный материал нужно по возможности сделать наглядным настолько, чтобы он удерживал внимание ученика и был максимально информативным.
- Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагируйте на малейшие его достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.
- Необходимо постоянно поощрять ученика, реже явно указывать на недостатки, находить корректные способы указать на ошибки.
- Нужно производить положительную мотивацию в обучении.
- Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.
- В случае эпатажных или неадекватных проявлений, или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной командой специалистов.
- Тесно, как можно чаще общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)