1.1. Инклюзия и интеграция, инклюзивное образование.
Термин «инклюзия» является отличным от термина «интеграция» по своему концептуальному подходу. В частности, в документе «Международные консультации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями» указывается на то, что интеграция определяется как усилия, направленные на введение детей в регулярное образовательное пространство. Инклюзия – это политика и процесс, который позволяет всем детям участвовать во всех программах. Различие в подходах заключается в признании того факта, что мы меняем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот. Понятия "интеграция", "инклюзия" рассматриваются как антонимические от "сегрегации" и обозначают соответствующий прогресс в развитии системы получения образования лицами с нарушениями.
Простое физическое привлечение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное учреждение не является инклюзией, это – «вынужденная интеграция» Опыт такого обучения показал, что в случае неспособности педагогов организовать учебный процесс таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка, такие дети не участвовали в учебном процессе и, как следствие, снижалась их мотивация к обучению и ухудшались учебные результаты.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что инклюзия предусматривает личностно ориентированные методы обучения, в основе которых – индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его индивидуальных особенностей – способностей, особенностей развития, типов темперамента, пола, семейного культуры и тому подобное.
При определении термина «инклюзивное образование» были проанализированы определения, содержащиеся в главных международных документах: Стандартных правилах равных возможностей для инвалидов ООН, Декларации прав ребенка ООН, Саламанкской декларации и программе действий по обучению лиц с особыми потребностями, Международных консультациях по вопросам раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями и др.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, основанных на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учреждения. С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию, инклюзивные образовательные учреждения должны адаптировать учебные программы и планы, методы и формы обучения, использование существующих ресурсов, партнерство с обществом к индивидуальным образовательным потребностям и различным стилям обучения детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивные образовательные учреждения должны обеспечить спектр необходимых услуг в соответствии с различными образовательными потребностями таких детей.
Инклюзивное обучение предусматривает создание образовательной среды, которая бы отвечала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Инклюзивное обучение – гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение проводится по индивидуальному учебному плану, обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением.
Инклюзивная школа – учебное заведение, который обеспечивает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в обществе ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для предоставления специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает положительный климат в школьной среде.
Хотя инклюзивные школы обеспечивают благоприятные условия для достижения равных возможностей и полного участия, для их эффективной деятельности необходимы совместные усилия не только учителей и персонала школы, но и родителей, членов семей, сверстников.
Основные принципы инклюзивной школы:
- все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это оказывается возможным, несмотря на определенные трудности или различия, существующие между ними;
- школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников путем согласования различных видов и темпов обучения;
- обеспечение качественного образования для всех путем разработки соответствующих учебных планов, применения организационных мер, разработки стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей со своими общинами;
- дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может понадобиться им для обеспечения успешности процесса обучения.
Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей – все дети являются ценными и активными членами общества. Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между учащимися с особыми образовательными потребностями и другими детьми в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)