2.2. Современные проблемы теории и практики
Развитие государства побудило к новому видению развития его интеллектуального потенциала, ускорила изменения в общественной жизни, что вполне естественно актуализировало сложные психолого-педагогические проблемы развития всей национальной системы образования.
Система образования рассматривается как основа национального и духовного возрождения общества. Ее основная задача заключается в воспитании поколения людей, которые способны оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять независимое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составляющую мирового сообщества. Сегодня мировой тенденцией современности является стремление деинституализации и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. В нашем обществе начинает формироваться новая культурная и образовательная норма – уважение к людям, являющимся физически и интеллектуально неполноценными. Согласно уставу Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации о правах человека дети-инвалиды имеют равные права и возможности с другими людьми. Принятые Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов, определили приоритеты в правах детей с особыми образовательными потребностями на образовательные, медицинские услуги и профессиональную подготовку, а также трудовую деятельность. Каждое государство стремится привести в соответствие с международными нормами собственную законодательную базу.
В законах и нормативных актах засвидетельствовано право интеграции взрослых и детей с особенностями развития и создания для них соответствующих социально-экономических условий.
Действующая в нашей стране в течение десятилетий система специальных учебно-воспитательных учреждений имеет четкую и дифференцированную систему учреждений восьми типов для каждой категории детей, имеющих особенности психофизического развития (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями опорно-двигательной сферы, задержкой психического развития, ограниченными умственными возможностями, речевыми недостатками). Одним из перспективных направлений реформирования специального образования этих категорий детей является их интегрированное обучение в общеобразовательных учреждениях.
Характерной особенностью настоящей системы специального образования является реконструкция ее на демократических началах. Наметилась тенденция перехода к альтернативным моделям психолого-педагогической поддержки, свободного выбора форм обучения, уровня и диапазона образовательных услуг.
Государство усилило внимание к проблемам детей-инвалидов, гуманистические подходы к образованию которых базируются на принципах:
- естественной социализации (не отрывать ребенка от семьи);
- дополнительных моделей специального образования, выбора родителями формы и видов будущего образования;
- перспективным считается и третий принцип – финансировать не школу за предоставленные образовательные услуги, а ребенка с тем, чтобы форму, уровень и спектр услуг выбирали его родители. Для большей заинтересованности в сохранении или расширении контингента учащихся, школы постоянно заботятся о растущем уровне учебно-воспитательного процесса.
Для решения вопроса финансирования образовательных потребностей детей с особенностями психофизического развития должны вноситься изменения в государственный (региональный, местный) бюджет, государственные и региональные программы независимо от того, где учится ребенок – в государственном, коммунальном или частном учреждении.
Сегодня положительное решение вопроса о привлечении детей с особыми потребностями в обычные классы в полной мере зависит от заинтересованности и мотивации администрации школ и учителей. Поэтому результативность этой работы есть только в тех заведениях, где учителя чувствуют свою ответственность и упорно работают с детьми и их семьями.
Условием достижения успеха является сотрудничество педагогов с родителями, медиками и другими специалистами, а также: определение потребностей ребенка, разработка соответствующих мероприятий для его поддержки, разработка высококачественных учебных программ на основе информации о развитии ребенка, соответствующая профессиональная подготовка учителей и постоянное повышение квалификации.
В классе должны быть созданы такие условия, чтобы все дети чувствовали свою ценность и могли активно участвовать во всех школьных делах. Активное участие родителей в педагогическом процессе является чрезвычайно важным условием для налаживания партнерских отношений, организации работы в общей команде педагогов, родителей и специалистов для совместного принятия решений, планирования учебных и реабилитационных мероприятий.
Главным звеном команды должны быть родители. Существуют три основных модели командной деятельности: мультидисциплинарная, межотраслевая, трансдисциплинарная.
Мультидисциплинарная модель: ребенок и семья находятся в центре внимания, однако специалисты не контактируют друг с другом. Между членами команды нет взаимодействия, исследования и услуги их изолированы.
Интердисциплинарная модель: внимание концентрируется на ребенке и семье, однако специалисты более связаны друг с другом.
Трансдисциплинарная модель: ребенок и семья находятся в центре внимания и между ними и специалистами существует прочная взаимосвязь. Также существует смешанный подход, при котором ребенок рассматривается комплексно, то есть все достижения и услуги полностью интегрированы.
Наиболее пригодным для работы с детьми с особыми потребностями является трансдисциплинарный подход, в котором существует эффективный обмен информацией между членами команды, чувствуется коллективная ответственность за общие результаты. Все члены команды должны активно сотрудничать при разработке индивидуального учебного плана работы ребенка.
При работе с детьми с особыми потребностями целесообразнее оценивать достижения индивидуально определенных целей, чем сравнивать их с типичным. Важным моментом в работе с детьми является процесс наблюдения их развития. Анализ результатов поможет учителю определить сильные качества, склонности и потребности детей-инвалидов. Все это является шагом к разработке соответствующих мер по предупреждению и решению проблем ребенка. Наблюдение за ребенком ведется непрерывно, результаты анализируются, и на основе результатов анализа корректируются действия учителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)