1.2. Преимущества инклюзивного образования
Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.
Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей является типичным и в чем атипичным, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания.
Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку, благодаря совместному обучению, дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.
В общем, результаты научных исследований показали, что ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:
- позволяет улучшать учебные результаты;
- обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;
- создает возможности для обучения в реалистической среде;
- помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,
- обеспечивает равный доступ к обучению;
- позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;
- расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.
Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:
- помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
- создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
- расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
- предоставляет стимулы к сотрудничеству;
- помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
- позволяет приобретать лидерские навыки;
- обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.
Педагогическому персоналу инклюзивное образование:
- помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
- обеспечивает возможности для профессионального развития;
- помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
- позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.
Администрации учебного заведения инклюзивное образование:
- помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;
- обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;
- помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;
- предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;
- помогает укрепить чувство общины.
Родителям инклюзивное образование:
- предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
- обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
- помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
- предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
- помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.
Для общества инклюзивное образование:
- позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
- обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
- демонстрирует социальную ценность равенства;
- способствует утверждению гражданских прав всех людей.
Больше всего детей с особыми потребностями именно в дошкольном возрасте находятся вместе со своими сверстниками, наименьшая доля интегрированных учащихся с особыми образовательными потребностями в старших классах.
Аналитические данные свидетельствуют, что отношение учителей общеобразовательных школ к работе с учащимися с особыми потребностями в значительной степени зависит от их опыта, от уровня профессиональной подготовки и надлежащей помощи учителям со стороны администрации и родителей учеников. Наименьшее желание интегрировать учеников с особыми потребностями проявляют учителя школ, когда речь идет об эмоциональных или поведенческих расстройствах.
Анализ опыта обучения детей с особенностями психофизического развития в некоторых странах свидетельствует, что в подавляющем большинстве из них инклюзивное обучение является основной формой получения образования инвалидами. Однако, стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями могут получать образование и в специальных учебных заведениях, и в заведениях массового типа.
В некоторых странах специальные заведения функционируют и оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, однако, они не являются сегрегативными ячейками. «Границы» между специальным и общим образованием прозрачные, поскольку страны с демократическим устройством пропагандируют ценности гражданского общества, которое базируется на идеях равенства, толерантности и инклюзии.
Очевидно, достаточно полно характеризует европейскую образовательную ситуацию норвежский профессор: «Процесс инклюзии имеет несколько стадий: от явного или скрытого сопротивления, из-за пассивного восприятия – к активному. Сегодня мы приближаемся к завершающей стадии. Впрочем, для этого нужно было около 20 лет».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)