Ответственность за невыполнение нормативных требований по доступности
Насколько понятие ответственность по определяемой проблеме можно внедрить на системный уровень, чтобы эта ответственность автоматически сработала. Сейчас она работает только через группы напора (общественные организации, правозащитные движения, международные программы технической помощи). Есть давление - что-то меняется. Отсутствует давление - не меняется. А где же ответственность, которая регламентирована законодательно?
Ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов проводится на основании строительного паспорта и осуществляется на основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Изменениями в Законе «Об архитектурной деятельности» в части обеспечения государством условий для осуществления архитектурной деятельности расширены действующие требования безопасности строительства, долговечности зданий и сооружений, стимулирования мероприятий по экономии энергии, защиты окружающей среды требованиям по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения. Постоянно проводится мониторинг действенности действующего законодательства в части практического решения проблем создания беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения. Возможность законодательных инноваций в этом направлении зависит от поддержки обществом путей дальнейшего развития законодательной базы.
Вопрос о создании условий для всестороннего развития младших школьников, усвоения ими элементарных знаний о правах, обязанностях, ответственности человека и гражданина, а также толерантного отношения к лицам с особыми потребностями учтен Минобразования при разработке Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с Государственным стандартом начального общего образования учебной программой предмета «Окружающий мир» предусмотрены следующие вопросы:
- человечность и сострадание;
- гуманное отношение к больным и людям с особыми потребностями (2 класс);
- толерантное отношение к людям, которые имеют проблемы со здоровьем (3 класс);
- практическая работа – «Моделирование ситуации помощи людям с особыми потребностями» (4 класс).
Преемственность изучения указанных тем предполагается Государственным стандартом общего среднего образования, базовыми учебными программами для 5-9 классов по предметам инвариантной части типовых учебных планов.
Учебная программа для 5-9 классов, в соответствии с новым Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования расширяет и углубляет содержание тем по удовлетворению потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями. В частности, в 5 классе в разделе – «Уважение к себе и к другим» изучаются вопросы сострадания, поддержки, уважения к людям, в том числе и тех, которые в этом нуждаются. Программой предусмотрено выполнение учащимися упражнений для развития самоуважения и уважения к другим людям, в том числе с физическими ограничениями.
В 6-9 классах в содержание раздела – «Социальная составляющая здоровья» включен вопрос о толерантном отношении к людям, живущим с ВИЧ, противодействия стигмы и дискриминации.
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, определенные Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования для старшей школы, предусматривают знание старшеклассниками основных положений законодательства в сфере защиты здоровья населения, выявления негативного отношения к проявлениям насилия и дискриминации, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями и решаются за счет таких предметов вариативной составляющей: «Права ребенка», «Права человека», «Практическое право», «Исследуя гуманитарное право», «Мы – граждане» (9-10класы), «Гражданское образование» (9-11 классы), а также включение отдельных тем в планы внеклассной и внешкольной работы.
Для учащихся профильных классов (групп) введен новый курс «Исследуя гуманитарное право», задачей которого является воспитание уважения к человеческому достоинству, потребности в соблюдении социальных норм в любых жизненных ситуациях, способности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Целью курса – «Права человека» является содействие воспитанию учащихся в духе прав человека, уважения человеческого достоинства, равноправия, терпимости, толерантности по отношению к другим, собственного чувства свободы, равенства и справедливости.
Министерством образования и науки в программах высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по направлениям «Промышленное и гражданское строительство» и «Архитектура», специальности «Электромеханика», «Электрический транспорт» предусмотрено изучение отдельных тем по поводу особенностей проектирования строительных объектов и транспортных средств для людей с ограниченными физическими возможностями.
На сегодняшний день такая проблематика изучается в учебных курсах: «Ландшафтная архитектура», «Архитектура и планировочная реконструкция», «Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий», «Городской транспорт, улицы и дороги», «Конструирование средств подвижного состава городского электротранспорта» и тому подобное.
Тематика по созданию условий для людей с ограниченными физическими возможностями является обязательной в дипломном и курсовом проектировании.
Силами подразделений Министерства чрезвычайных ситуаций с целью создания надлежащих условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к административному сооружению Министерства (общественной приемной), зданиям главных территориальных управлений, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений Министерства чрезвычайных ситуаций, где осуществляется прием граждан, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями, оборудованы спуски (пандусы), соответствующие государственным строительным нормам.
Министерство чрезвычайных ситуаций отмечает значительное количество согласованных ведомством нормативных документов, включающих требования обеспечения безбарьерности, необходимость обеспечения этих требований при проведении комплексной экспертизы проектной документации. Вместе с тем, министерство не отмечает доступность как элемент обеспечения одного из основных требований безопасности пользователей объектами, как важную составляющую общей гражданской защиты населения в условиях природных и техногенных катаклизмов.
Такой подход позволит повысить важность реализации мероприятий по обеспечению доступности, обеспечит их обязательность не только в проекте.
С целью создания для лиц с инвалидностью безопасных условий движения Госавтоинспекцией совместно с владельцами улично-дорожной сети и общественной организацией инвалидов с недостатками зрения в местах компактного их проживания и расположения предприятий, где они работают, проведено обследование регулируемых пешеходных переходов и определены переходы, которые необходимо оборудовать специальными звуковыми устройствами.
Согласно разработанным планам и утвержденным органами местной исполнительной власти графикам, светофорные объекты оснащаются специальными звуковыми устройствами и пешеходными ограждениями.
Кроме этого, по информации Госавтоинспекции, при разработке проектной документации на строительство объектов дорожного сервиса, торгово-офисных центров, магазинов и других сооружений, в обязательном порядке предусматривается обустройство отдельной автостоянки для людей с особыми потребностями, пандусы, поручни и съезды, а также понижение бортового камня и выделение для таких лиц не менее 10% от общего количества мест на специально оборудованных или отведенных площадках для парковки, но не менее, чем для одного транспортного средства с обозначением этих мест дорожными знаками и табличками к ним, а также разметкой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)