Комфортные условия для лиц с ограниченными физическими возможностями
С целью создания комфортных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями регулируемые перекрестки оборудованы звуковыми устройствами и строятся новые надземные пешеходные переходы с лифтами.
К сожалению, сегодня не существует единого подхода у представителей проектных и контролирующих организаций по оценке архитектурной доступности объектов общественного назначения и транспортной инфраструктуры на стадии проектирования, экспертизы, строительства или реконструкции при введении в эксплуатацию.
Общественные организации, консультанты, инспекторы государственной архитектурно строительной инспекции пользуются различными критериями или подходами, а по большей части просто не обращают на это внимания. В результате чего часто происходят недоразумения при обнародовании выводов. Из приведенных мотивов также часто при проведении аудитов доступности концентрируется внимание только на проблеме отдельной нозологии. В конечном варианте страдает пользователь услуг вообще.
Введение упрощенной системы принятия сооружений в эксплуатацию, которая заключается в декларативном принципе, свело на нет влияние сообщества на обязательное создание доступности объектов общественного назначения и предусмотренную законом ответственность за нарушения в сфере градостроительства. Эта ситуация требует разработки и внедрения межведомственного документа оценки состояния архитектурной доступности обязательного для всех общественных объектов и объектов транспортной инфраструктуры.
Наличие такого документа позволит создать единую систему оценки доступности сооружений, которой будут пользоваться как государственные структуры, так и неправительственные организации, что будет способствовать усилению контроля за сдачей строительных объектов по их архитектурной доступности для людей с инвалидностью, способствовать обеспечению принципов доступности.
Обеспечению выполнения нормативных требований по беспрепятственному доступу к объектам жилищно-коммунального и общественного назначения при разработке градостроительной документации способствует Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования градостроительной деятельности». Действующая административная ответственность за нарушение строительных норм, стандартов и правил распространяется на требования по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.
Порядок введения реестра сертификатов типа транспортных средств и оборудования, и выданных производителями сертификатов соответствия транспортных средств или оборудования, порядок утверждения конструкции транспортных средств, их частей и оборудования, устанавливает требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров в городах, относительно их доступности для лиц с ограниченной мобильностью.
Порядком дополнительно установлены требования относительно оборудования транспортных средств, которые используются на городских и пригородных маршрутах, внешними звуковыми информаторами номера и конечных остановок маршрута, текстовыми и звуковыми системами в салоне для объявления остановок.
«Концепция Государственной целевой программы повышения уровня безопасности дорожного движения» среди заложенных в нее принципов предусматривает повышение уровня безопасности пешеходов, в том числе путем учета потребностей лиц с инвалидностью (звуковые сигналы перехода проезжей части, тактильные ориентиры и т.д.). «Концепция Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования предусматривает проведение строительства и реконструкции автомобильных дорог согласно современным европейским стандартам с соответствующей дорожной инфраструктурой и развитием автотранспортных коридоров, что позволяет надеяться на учет при этом потребностей лиц с инвалидностью.
Осуществляется «Концепция Государственной целевой социальной программы повышения безопасности на железнодорожных переездах на участках с интенсивным движением поездов и автотранспортных средств путем ликвидации пересечений автомобильных дорог и железнодорожных путей в одном уровне», учитывая необходимость учета потребностей лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения при осуществлении мероприятий по повышению безопасности на соответствующих железнодорожных переездах.
Эти подходы обеспечивают комплексность подходов государства по выводу на современный уровень возможностей использования транспортной инфраструктуры людьми с инвалидностью, продолжая идеологию «Концепции Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов», которой предусмотрено создание для лиц с ограниченными физическими возможностями нормальных условий пользования услугами метрополитенов.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на декларативность намерений учета потребностей людей с инвалидностью в одобренных концепциях. При разработке проектов государственных целевых программ в соответствии с одобренными концепциями целесообразно конкретизировать государственные обязательства относительно мер по их реализации в соответствии с предоставленными предложениями по закреплению в документах конкретных положений относительно:
- выполнения работ по понижению бортового камня;
- установления бортового камня на остановках на уровне пола транспортного средства общего пользования;
- обустройства с учетом условий доступности наземных, подземных и надземных пешеходных переходов (тактильная и цветная плитка и т.д.);
- учета при обучении водителей транспортных средств, которые перевозят население, особенностей предоставления транспортных услуг лицам с поражением органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и психическими заболеваниями;
- доработки дорожных знаков с учетом потребностей лиц с инвалидностью;
- запрета стоянки и остановки транспорта в зоне интенсивного движения (проживания) лиц с инвалидностью с поражением органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
- остановки транспортных средств, перевозящих население, на расстоянии от бортового камня остановки, достаточного чтобы человек, который передвигается на инвалидной коляске, мог попасть в транспортное средство.
Согласно отраслевого плана мероприятий Министерство здравоохранения принимает участие:
- в составлении перечня нормативно-правовых актов, подлежащих принятию для реализации положений в части приспособления информационной, транспортной и социальной инфраструктур, улично-дорожной сети к потребностям лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения или просмотра с целью внесения в них соответствующих изменений;
- в разработке национальных стандартов, направленных на удовлетворение людей с особыми потребностями, с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, составлении перечня таких стандартов при их поступлении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)