Обзор: Лестничные подъемники для инвалидов и подъемные устройства для людей с ограниченными возможностями
Обзор последних достижений в области мобильных вспомогательных устройств, доступных на момент написания, обеспечивающих преодоление бордюров или перемещения по лестнице. Описаны способность устройств преодолевать ступени и бордюры.
1. Устройства для преодоления бордюров на инвалидном кресле
(a) Дополнительное колесо |
(b) Фото дополнительного колеса |
(c) Уловитель бордюра |
Рис. 1 Устройство для преодоления бордюров
• Преимущества
- Улучшает способность передних колес инвалидной коляски преодолевать бордюры
- Совместимость с широком диапазоном инвалидных колясок как с ручным, так и с электрическим приводом
- Низкая цена
- Легкий вес
• Недостатки
- Для разворота требуемая большая площадь спереди (версия с дополнительными колесами)
- Не может работать в обратном направлении (версия с уловителем бордюра)
- Совместим не со всеми типами инвалидных колясок
• Комментарии
В продаже имеются вспомогательные устройства для преодоления бордюров на инвалидных колясках с ручным и электрическим приводом. Одно из таких устройств обеспечивает дополнительные колеса, которые устанавливаются на передние колеса. Дополнительные колеса расположены спереди и немного выше, чем колеса инвалидной коляски, с тем, чтобы сначала они коснулись бордюра, потом приподняли передняя часть коляски, упрощая преодоление бордюра. Это показано на рис. 1 (а) и 1 (b). На рис. 1 (с) показано устройство с шарнирным бордюрным уловителем. Бордюрный уловитель касается бордюра и поворачивается, как показано пунктирной линией, в результате чего передняя часть инвалидного кресла приподнимается, позволяя преодолеть бордюр.
2. Инвалидные коляски с электроприводом и инвалидные коляски–скутеры, преодолевающие бордюры
(a) инвалидная коляска, преодолевающая бордюры высотой 150 мм |
(b)Полноприводная инвалидная коляска-скутер, преодолевающая бордюры высотой 120 мм |
Рис. 2 Вспомогательные устройства для преодоления бордюров
• Преимущества
- Высокая способность преодоления бордюров (инвалидная коляска, преодолевающая бордюры высотой 150 мм/ инвалидная коляска-скутер, преодолевающая бордюры высотой 120 мм)
- Высокий уровень мобильности в большинстве условий
- Высокий уровень устойчивости (сравним с инвалидной коляской с ручным приводом)
- Простота в эксплуатации (только мобильности скутер)
• Недостатки
- Большой диаметр поворота (только инвалидная коляска-скутер)
- Работа джойстиков затруднена (только инвалидная коляски с электроприводом)
- Большой вес (поэтому очень трудно поднять по лестнице или установить в микроавтобус без специального оборудования)
• Комментарии
Люди с ограниченными возможностями нижних конечностей обычно используют полноприводные инвалидные коляски, однако, управлять такими колясками сложно, поэтому продолжаются исследование, направленные на поиски возможностей упрощения этой задачи. Инвалидная коляска с электроприводом, изображенная на рис. 2 (а), предназначена для преодоления бордюров высотой до 150 мм, передние колеса регулируются по высоте и поднимаются, когда требуется преодолеть бордюр. Инвалидные коляски-скутеры (рис. 2 (b)) становятся все более популярными как для пожилых людей, так и инвалидов, отчасти благодаря более простому управлению, чем инвалидные коляски с электроприводом. В то время как и инвалидные коляски с электроприводом, и инвалидные коляски-скутеры обеспечивают отличную мобильность, из-за их веса их сложно перемещать по лестнице и устанавливать в микроавтобус. В продаже есть широкий спектр разнообразных подъемных механизмов.
Подъемник на квадрогусеницах |
Принцип работы подъемника |
Подрессорное колесо |
Рис. 3 Инвалидная коляска на квадрогусеницах
Полноприводный механизм обеспечивает лучшее преодоление бордюров, чем двухприводные (на 2 колеса), однако, полноприводный механизм не очень подходит для перемещения по лестнице по 3-м основным причинам. Во-первых, отсутствие необходимой тяги, во-вторых, изменение угла транспортного средства во время подъема по лестнице снижает его устойчивость до неприемлемо низкого уровня, и, наконец, если транспортное средство предназначено для перенесения человека, например, инвалидное кресло, угол сиденье в идеале должен оставаться постоянным. Прототип инвалидного кресла на квадрогусеницах изображен на рис. 3 (а), принцип сохранения ЦТ показано на рис. 3 (b), и колесо (Подрессоренное колесо), прижатое к краю ступени, показано на рис. 3 (с).
3. Инвалидные подъемники на гусеничном ходу
(a) Автономный лестничный подъемник Caterwill |
(b) Лестничный гусеничный подъемник LG 2004 для инвалидной коляски |
Рис. 4 Современные инвалидные подъемники на гусеничном ходу
• Преимущества
- Возможность передвигаться по лестнице
- Возможность автономного перемещения по лестнице
- Подходит для большинства наружных лестниц и внутренних лестниц
- Простота в эксплуатации (в сравнении с безгусеничными ступенькоходами)
- Обеспечивает возможность перемещения по лестницы для стандартных инвалидных колясок
- Обеспечивает возможность совершать передвижения вне лестницы
• Недостатки
- Подъем по лестнице осуществляется спиной вперед
- Требуются специальные механизмы для перемещения вне лестницы и при изменении угла подъема
- При движении по лестнице требуются механизмы, предотвращающие скольжения (протекторы/выпуклости на гусеницах), несоответствие между краями ступени и протектором/выпуклостями приводит к криволинейному давлению на края ступеней
- Не подходят для большинства внутренних лестниц и некоторых наружных лестниц
- Большой вес
• Комментарии
Современный автономный гусеничный лестничный подъемник Caterwill показан на рис. 4 (а), гусеничный подъемник с платформой используемой для перевозки инвалидной коляски и человека вверх или вниз по лестнице, показан на рис. 4 (b). Основным преимуществом использования гусениц является независимость от типа и поверхности ступенек лестницы. Недостатком гусеничного подъемника является сила, действующая на края ступенек, поэтому их использование ограничивается лестницами с прочными краями ступенек. Требуются противоскользящий материал изготовления гусеницы при подъеме по лестнице и механизмы, обеспечивающие изменение угла кресла в соответствии с углом наклона лестницы.
Что касается основной проблемы использования гусеничного подъемника, связанной с высоким давлением на край ступенек, предлагается использование мягких деформируемых гусениц. Гусеницы состоят из деформируемых блоков, как показано на рис. 5 (а). Принцип работы показан на рис. 5 (с), основанный на распределении нагрузки на край ступени на большую площадь, также такие гусеницы обеспечивают защиту от скольжения, которая не зависит от наличия специального протектора (выпуклостей) и совпадения с краями ступенек.
(a) Деформируемые гусеницы |
(b) Деформируемые гусеницы крупным планом |
(c) Принцип работы деформируемых гусениц |
Рис. 5 Деформируемые гусеницы
4. Легковесные устройства для подъема инвалидных колясок по лестнице, ступенькоходы
(a) Лестничный подъемный механизм |
Механизм, прикрепленный к инвалидной коляске |
Лестничный подъемный механизм в действии |
рис. 6 Ступенькоход Scalamobil – устройство для перемещения по лестнице
• Преимущества
- Возможность передвигаться по лестнице
- Подходит практически для всех лестниц (максимальная высота ступеньки до 25 см для ступенькохода Scalamobile/ 21 см для ступенькохода C-Max)
- Компактный
- Использование имеющейся инвалидной коляски – не нужно пересаживаться (модель Scalamobile)
- Легкий вес (~ 25 кг плюс кресло-коляска Scalamobile / ~ 32kg C-Max)
• Недостатки
- Требуется специальная инструкция по эксплуатации (Scalamobile)
- Требуется помощник – требуется пересадка пассажира (C-max)
- Круговое движение может быть неудобно для пассажиров (Scalamobile)
- Механизм автоматического торможения не подходит к ступеням с шероховатой поверхностью
(a) (b) (c) (d) (e) Автоматическое торможение
Рис. 7 Ступенькоход Scalamobil – принцип работы (a)-(d), автоматическое торможение (e)
(a) Лестничный подъемник C-max |
(b) торможение у края ступени |
(c) Работа лестничного подъемника |
Рис. 8 Лестничный подъемник C-max
• Комментарии
Ступенькоход (Scalamobil) может прикрепляться к инвалидной коляске только при необходимости, и он легко снимается, как показано на Рис. 6. Две пары колес работают на отдельных осях, круговое движение показано на рис. 7 (а) - (d). Лестничный подъемник C-Max работает аналогичным образом, как и Scalamobile за исключением того, что одна пара колес заменена на подъемные выступы, как показано на рис. 8(с). Лестничные краевые автоматические тормозные механизмы изображены на рис. 7 (е) и рис. 8 (b).
Гусеничные подъемники как и ступенькоходы технически квалифицируется как дополнительное приспособление для перемещения по лестнице. Передвигаются легко и плавно. Тем не менее, размер и вес гусеничного подъемного устройства выше, чем, например, ступенькохода Scalamobile или C-Max.
5. Ступенькоход, перемещающийся с помощью группы колес
(b) общий вид (b) безбарьерный режим (c) конфигурация при перемещении по лестнице
Рис. 9 Ступенькоход, перемещающаяся с помощью группы колес с шарнирными балансировочными направляющими
• Преимущества
- Возможность передвигаться по лестнице
- Подходит почти для всех лестниц
- Компактный
- Работает как обычная инвалидная коляска с электроприводом
- Легкий вес (ср. с инвалидными колясками на гусеничном ходу)
• Недостатки
- Для перемещения по лестнице требуется помощник (один человек)
- Передвижение по лестнице с поворотом колес может быть неудобным для пассажиров
• Комментарии
Группы колес в своей простейшей форме адаптируют такое распространенное средство передвижения как "колесо" к наиболее распространенным препятствиям, таким как "ступеньки". Если используется одна группа колес, для любой формы передвижения по лестнице требуется балансировочное устройство. Термин «Одна группа колес» в данной статье относится к боковой конфигурации из двух одинаковых групп колес. Работа на лестнице похожа на работу Scalamobile, как показано на рис. 6 (с), за исключением того, что механизм для передвижения по лестнице является неотъемлемой частью инвалидной коляски. Модель, изображенная на рис. 9 (a), работает так же как стандартные инвалидные коляски с электроприводом, комплектация с гриппами изображена - на Рис. 9 (b) и 9 (с). Модель, изображенная на рис. 9 (b) и 9(с), отличается тем, что она использует гриппы из четырех колес для передвижения по безбарьерной местности, то есть, она не имеет никаких вспомогательных передних колес. Механизм имеет шарнирные передние и задние направляющие для поддержания равновесия во время движения по лестнице, таким образом обеспечивая автономное перемещение.
6. Ступенькоход, перемещающийся с переносом центра тяжести и с помощью групп колес
(a) безбарьерный режим (b) стационарный режим (c) подъем по лестнице с помощью перил
Рис. 10 Ступенькоход, перемещающийся с переносом центра тяжести
• Преимущества
- Возможность передвигаться почти по любым лестницам
- Возможно автономное перемещение по лестнице
- Стационарный режим при условии положения на уровне глаз со стоящим человеком
- Компактный (в сравнении с гусеничными подъемниками)
- Работает как обычная инвалидная коляска с электроприводом
- Работает практически во всех средах, включая песок, гравий, бугристые дороги и склоны до ~ 25 °
- Легкий вес (в сравнении с инвалидными колясками на гусеничном ходу)
• Недостатки
- Для перемещения по лестнице требуется помощь (одного человека) или поручень
- Подъем по лестнице спиной назад
- Высокая цена ( около 20 000 долларов)
- Требуется специальная подготовка
- Повороты групп колес при перемещении по лестнице могут вызывать неудобство у пассажиров
- Беспокойство по поводу работы балансировочного механизма
• Комментарии
При использовании инвалидной коляски, перемещающейся с переносом ЦТ, пассажир может использовать поручень для поддержания равновесия, или ему в этом может помочь ассистент. На рис. 10 (а) изображена инвалидная коляска iBOT™ 3000 , перемещающаяся в безбарьерном режиме, только задние колеса соприкасаются с землей, а передние колеса использются для обеспечения свободного управления колесами. Все четыре задние колеса используются для обеспечения дополнительной тяги при езде по песку, гравию или бугристой дороге. Стационарный режим показан на рис. 10 (b), который обеспечивается при балансировке на двух колесах при зрительном положении на уровне глаз со стоящим человеком. На рис. 10 (b) показано перемещение по лестнице. Если есть поручни, установленные на нужном уровне, человек в инвалидной коляске может двигаться без посторонней помощи. В случае отсутствия поручней, требуется помощник. Также возможно автономное перемещение по лестнице с использованием одного поручня.
Для перемещения по лестнице конфигурация меняется, как показано на рис. 11. Движение по лестнице происходит вперед вниз и назад вверх. Во время движения по лестнице передняя группа колес вращается пассивно.
8. Прочие лестничные подъемники и устройства для посадки в микроавтобус
(a) Подвесной подъёмный механизм для инвалидной коляски |
(b) Переносной подъемник для инвалидной коляски |
(c) Поворотное автомобильное сиденье, превращающееся в инвалидную коляску |
Рис. 12 Прочие лестничные подъемники и устройства для посадки в микроавтобус
• Преимущества
- Возможность передвигаться по любым стандартным лестницам (подвесной подъёмный механизм для инвалидной коляски)
- Возможна посадка на любой микроавтобус (Переносной подъемник для инвалидной коляски и Поворотное автомобильное сиденье, превращающееся в инвалидную коляску)
- Микроавтобус снабжен встроенным специальным сиденьем/подъемником для инвалидной коляски (Поворотное автомобильное сиденье, превращающееся в инвалидную коляску)
- Сиденье микроавтобуса работает как обычное кресло-коляска (Подвесной подъёмный механизм для инвалидной коляски)
- Подъемник для инвалидной коляски легкий и переносной (Переносной подъемник для инвалидной коляски )
• Недостатки
- Высокая цена и использование в одном месnе (Подвесной подъёмный механизм для инвалидной коляски )
- Подъем стандартной инвалидной коляски с ручным приводом не предусмотрен (Поворотное автомобильное сиденье, превращающееся в инвалидную коляску )
- Инвалидные коляски с электроприводом не поддерживается (переносной подъёмник для инвалидной коляски)
• Комментарии
Поворотные сиденья, стали одной из опций, предлагаемых большинством автопроизводителей, однако проблема в том, что на такое сиденье нужно пересаживаться. Одним из путей решения этой проблемы является предоставление двойного сиденья, превращающегося в инвалидную коляску, которую может передвигать ассистент, как показано на рис. 12 (c)
9. Последние достижения в области вспомогательных средств для передвижения по лестницам и через бордюры, обзор и рекомендации
В Таблица 1 дана широкая классификация вспомогательных устройств для передвижения по лестнице и через бордюры, имеющиеся в продаже на момент написания.
Лестничные подъемники для инвалидных колясок, считающиеся устройствами повышенной опасности
Лестничные подъемники для инвалидных колясок в настоящее время считаются устройствами повышенной опасности класса риска "Класс III" наряду с кардиостимуляторами. Класс III определяется, как устройства жизнеобеспечения, имплантируемые в тело, или представляющие чрезмерный риск развития заболевания или получения травмы. Кроме того, функциональность, которую они обеспечивают (преодоление ступеней) считается «роскошью», а не необходимостью. В свете такого подхода на правительственном уровне (Великобритании, США, и т.д.) развитие производства лестничных подъемников для инвалидных колясок происходит очень медленно.
Изменение угла в соответствии с углом наклона лестницы
В отношении автономных лестничных подъемников, наибольшего внимания требуют начало и конец подъема по лестничному маршу. Обычно, это требует тщательной регулировки угла данного механизма в соответствии с углом наклона, чтобы избежать внезапного и неконтролируемого отклонения от угла наклона лестницы (обычно 35°).
Таблица 1 широкая классификация вспомогательных устройств для передвижения по лестнице и через бордюры
Устройство |
Преимущества |
Недостатки |
Устройство для преодоления бордюров на инвалидной коляске Рис. 1. |
Преодоление высоких бордюров. Возможность модернизации. Низкая цена, легкий вес. |
Требуется больше пространства для разворота, совместимо не со всеми инвалидными колясками. |
Инвалидные коляски и коляски-скутеры с электроприводом, преодолевающие бордюры, Рис. 2 |
Превосходная общая мобильность в большинстве сред, включая бордюры. |
Из-за большого веса подъем по лестнице затруднен, для въезда в микроавтобус необходимо специальное устройство. |
Лестничные подъемники на гусеничном ходу рис. 4 |
Легкое автономное передвижение по лестнице и/или по крутым склонам. Возможность использования в качестве стандартной инвалидной коляски. |
Подходит только для лестниц с прочными краями. Большой вес. Для въезда в микроавтобус требуются специальное приспособления. Подъем по лестнице происходит спиной вперед. |
Легковесные устройства для подъема инвалидных колясок по лестницы Рис. 6 и Рис. 8 |
Перемещение по лестнице возможно только с одним помощником. Компактные и легкие. |
Может потребоваться специальная подготовка помощника. Поворотное движение колес может вызвать дискомфорт пассажира. |
Ступенькоход, перемещающийся с помощью группы колес. Рис. 9 |
Перемещение по лестнице возможно только с одним помощником. Относительно компактен. Возможно использование в качестве стандартной инвалидной коляски с электроприводом. |
Поворотное движение колес может вызвать дискомфорт пассажира. Для въезда в микроавтобус требуются специальное приспособления. |
Ступенькоход, перемещающийся с переносом центра тяжести и с помощью групп колес, Рис. 10 |
Превосходная мобильность в большинстве сред, включая песок, гравий и лестницы. Помощь практически не требуется. |
Для въезда в микроавтобус требуются специальное приспособления. Подъем по лестнице происходит спиной вперед. |
Ступенькоход с двумя группами колес Рис. 11 |
Возможно автономное перемещение по лестнице. До некоторой степени возможно использование в качестве стандартной инвалидной коляски. |
Большой вес, широкий. Для въезда в микроавтобус требуются специальное приспособления. Подъем по лестнице происходит спиной вперед. |
Подвесной подъёмный механизм для инвалидной коляски Рис. 12(a) |
Подходит для большинства лестниц. Подходит для большинства инвалидных колясок. |
Большая цена. Может использоваться только в одном месте. |
Переносной подъемник для инвалидной коляски Рис. 12(b) |
Посадка в микроавтобус для большинства моделей легких инвалидных колясок и пассажира. Переносной, легкий, недорогой. |
Не применяется для подъема инвалидного кресла с электроприводом. |
Поворотное автомобильное сиденье, превращающееся в инвалидную коляску Рис. 12(c) |
Посадка в микроавтобус с помощью поворотного сиденья/инвалидной коляски и . |
При использовании инвалидной коляски с ручным управлением приходится пересаживаться. |
Данная функция регулировки наклона обеспечивается помощником. Однако в данном случае поддержание постоянного угла сиденья не представляется возможным. Угол сиденья определяется центром тяжести, то есть, в случае использования устройства, передвигающегося с помощью одной группы колес, помощник должен постоянно изменять угол инвалидного кресла, чтобы предотвратить смещение центра тяжести.
Необходимо создание механизма, предотвращающего смещение центра тяжести, для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров. Некоторые из устройств, оснащенные группой колес, используют твердые резиновые шины, как было отмечено в предыдущем разделе, они, как правило, менее удобны для пассажира и подвержены износу (Scalamobile). Выбор шин из твердой резины предполагает уменьшение размера устройства, а также повышение устойчивости.
Продолжение обзора гусенично-колесных подъемных устройств, вертикальных и наклонных подъемных платформ, кресельных подъемников и специальных подъемников для инвалидов и людей с ограниченными возможностями Вы можете прочитать в следующих материалах на нашем портале RosOpeka.ru Следите за новостями...
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать модель подъемного оборудования, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом.