Мировоззренческие ориентации как детерминанта адаптации личности в интегрированном образовательном пространстве
Актуальность проблемы определяется особенностями изменения социального статуса, во время обучения в высшем учебном заведении, социальной роли студента, которые корректируют его ценностные ориентации, жизненные установки, сценарии, идентификационные переживания. Социальное влияние лежит в основе педагогического процесса в вузах, во взаимодействии студента с преподавателем, с сокурсниками, с новым социальным окружением. Социальное воздействие осуществляется на основе психологических особенностей человека. Возникает необходимость помощи в процессах этих изменений, которые могут происходить, вызывая фрустрации, напряжение, повышенную социально-ситуативную тревожность, агрессию, конфликты, девиантное поведение. Большинство студентов с особыми потребностями являются или психологически незащищенными, или «эксплуатируют» те механизмы психологической защиты, которые не обеспечивают успешность и конструктивность поведения и межличностного взаимодействия, что становится препятствием в адаптационном процессе. Важными становятся противоречия, конфликты социальной адаптации, которые служат средством смены взглядов, привычек, взаимоотношений, отношений личности к обществу, к самому себе.
Мировоззренческие ориентации содержат в себе социальные стереотипы, которыми личность овладевает в течение жизни. От того, насколько она творчески ими будет пользоваться, зависит ее социальная адаптация, жизненная компетентность. Человек свободен в выборе своих жизненных ориентиров, однако влияние других может склонить его к решению в ту или иную сторону в результате убеждения, подчинения авторитету. Фундаментом конструирования жизненного пути является свобода субъективной активности человека. Источником активности выступают потребности, которые при идеальных условиях должны свободно реализоваться, однако, прежде всего, их удовлетворение осуществляется благодаря преодолению тех или иных обстоятельств, противоречий и противодействий, которые часто служат дополнительным раздражителем для актуализации возможностей личности. Мировоззрение личности обеспечивает активное вхождение индивида в социальные связи и, вместе с тем, обусловлено этими связями, общественными отношениями. Мировоззренческие ориентации удовлетворяют потребность персонализации и самореализации личности.
Психокоррекция поведенческого компонента жизненных стратегий предполагает возникновение положительных поступков и умение управлять ими. Влияние психокоррекционных методов на когнитивную и эмоциональную сферы жизненных стратегий проявляется в развитии навыков позитивного отношения к другим, сотрудничестве, взаимопомощи, самоидентификационных переживаниях.
В этом контексте встает вопрос о переосмыслении функций и компонент процесса обучения, об изменении общепринятых в высших учебных заведениях учебных технологий, которые из-за низкой пластичности, несовершенства не способны трансформироваться в соответствии с индивидуальными потребностями студента. Специфика психокоррекционной работы со студентами с соматическими нарушениями здоровья определяет возможности влияния на их социальную адаптацию.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)