- С
С
САМОКОНТРОЛЬ - интегративная способность анализировать и оценивать собственное поведение и деятельность для проверки достигнутых результатов и приведения их в соответствие с поставленными целями, общественно значимыми нормами правил, стандартов, а также субъективных требований и представлений.
САМООЦЕНКА - психологическое личностное образование, которое дает человеку возможность оценить свое физическое и духовное состояние, свои возможности, направленность, активность, общественную значимость, свои отношения с внешним миром и другими людьми. Самооценка является обязательным условием реализации двух важных состояний самоуправляемого поведения: самоконтроля и самосовершенствования.
САМОРАЗВИТИЕ - это умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями. Саморазвитие осуществляется собственными силами, без влияния или содействие каких-либо внешних сил.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - способность индивида проявлять психическую активность, направленную на управление своим поведением, психическими процессами и состояниями для обеспечения адекватности собственных действий и поступков субъективно значимым целям и принципам, моральным требованиям, велению долга и совести. Саморегуляция может осуществляться на неосознанном уровне, а также быть осознаваемой активностью высокой степени произвольности. Истоки саморегуляции, в произвольных процессах самопознания, связаны с наличием обратной связи между данными об эффективности реализации принятой субъектом цели, процессом оценки им самого себя как успешно или неуспешно действующего, с одной стороны, и требованиями внешней среды - с другой. Саморегуляция является функциональным проявлением тех внутренних условий, которые определяют эффекты внешних, прежде всего социальных воздействий.
САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА - поведение, когда подросток направляет агрессию на самого себя, по собственной воле нанося себе вред.
Различные конфликтные ситуации в том числе родственные, материальные затруднения, вызывают у ребенка чувство безысходности, нередко вызывают стресс с тяжелыми последствиями (вплоть до самоубийства).
Одной из общих причин саморазрушительного поведения подростка является одиночество и отчуждение людей друг от друга. Больше других страдает самая незащищенная категория - дети, особенно из неблагополучных семей.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание индивидом себя как автора и создателя собственных действий, субъекта жизнетворчества с неповторимыми физическими и духовными качествами, потребностями и способностями, носителя интеллекта, чувств и воли, выразителя национальной, профессиональной и групповой принадлежности в системе общественных отношений.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс целенаправленного систематического привития детям социально значимых форм поведения и способов деятельности, система психолого-педагогических воздействий на развитие речи и мышления детей, на черты характера, мировоззренческие представления и понятия, а также на способность к саморегуляции в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе.
СОЗАВИСИМОСТЬ - психологический феномен, который означает симбиоз между близкими людьми, один из которых болен алкоголизмом. В тех семьях, где существует проблема алкоголизма, развитие ребенка деформируется под влиянием социальных факторов. Часто слышим мнение о том, что ребенок в семье достаточно хорошо «выделен», «отделен», от негативного влияния отца (если пьет отец) заботой и внимательным отношением матери, но оно ошибочно.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - в широком смысле этого слова означает развитие человека как социального существа, становление его как личности. По сути, социализация - это процесс вхождения индивидов в различные сообщества, коллективы и группы людей через усвоение их норм, идеалов, ценностей. В основе механизма социализации лежит социальная деятельность человека (общение, игра, учение, познание, труд), благодаря которой происходит возникновение сознания и самосознания, усвоение общих способов практической деятельности, формирование социальных связей, способность ориентироваться в общественных событиях, вовлеченность в жизнь общества. Через социализацию обеспечивается преемственность исторического развития. Несоциализированных людей нет (может быть только человекоподобное существо). Асоциальное поведение - также результат соответствующей социализации.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - лишение возможности удовлетворять жизненно важные потребности. Социальная депривация приводит к отклонениям в эмоциональном и интеллектуальном развитии, вызывает дальнейшее нарушение социальных контактов.
Психологические исследования последних лет показали, что социальная депривация имеет гораздо более высокий, чем ранее считалось, удельный вес среди других факторов, оказывающих негативное влияние на формирование личности.
Часто социальная депривация наблюдается у детей из неполных или неблагополучных семей. Ребенок, который в раннем возрасте и позже не получил любви, внимания, заботы, общения с близкими и любящими людьми, будет отличаться от сверстников, которые не были лишены такого общения.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - система мероприятий, направленных на:
- возвращение лица к активной жизни и труду;
- восстановление социального статуса и формирование у лица качеств, установок по приспособлению к условиям нормальной жизнедеятельности путем правовой и материальной защиты ее существования;
- подготовка к самообслуживанию по формированию способности к передвижению и общению, повседневным жизненным потребностям и т.п.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - это привлечение детей с физическими и сенсорными недостатками к обучению и воспитанию в коллективе здоровых сверстников, а также использование различных форм дистанционного обучения. К категории детей с особыми потребностями относят как детей-инвалидов, так и детей, у которых наблюдается нарушение отдельных психических процессов (восприятия, внимания), а также времени реакции, эмоциональной реактивности и тому подобное. Особые потребности формируются в зависимости от характера недостатков, которые есть у ребенка.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная перцепция предполагает восприятие внешних признаков человека, их соотнесение с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Понятие социальной перцепции включает:
- процесс восприятия поведения;
- интерпретацию причин в сроках ожидаемых последствий;
- эмоциональную оценку;
- построение стратегий личного поведения.
В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ – персонифицированные социальные функции, которые он должен осуществлять, воплощая в ходе своей профессиональной деятельности установки общества, государства, общественности, руководителей образования, пожелания самих учащихся и их родителей по подготовке подрастающего поколения к трудовой, гражданской, семейной жизни. Профессионально-педагогическая деятельность учителя нормативная, она детерминирована объективными требованиями общества, историческими, политическими и экономическими обстоятельствами его существования, которые зафиксированы в государственных и ведомственных документах, программах, распоряжениях органов системы образования. Социальная роль учителя, как безличная социальная норма, через определенную совокупность прав, обязанностей, правил определяет, что именно должен делать учитель, какое место и позицию ему нужно занять для воплощения в практику ожиданий и воли общества по подготовке выпускников учебных заведений. Содержание социальной роли учителя определяет требования к квалификации учителей, их педагогическому мастерству, направляет развитие их профессионального сознания и самосознания.
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - социальная работа, направленная на поддержку системы мер, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения их социального статуса.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - социальная работа, направленная на осуществление системы мер по удовлетворению различных потребностей с целью гармоничного и всестороннего развития детей, молодежи и семьи.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ - субъективные ориентации индивидов как членов социальной общности относительно вероятного отношение к себе со стороны окружающих и связанные с ним чувства и психические состояния.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА - результат длительного лишения ребенка воспитательного воздействия и социальных условий для нормального психического и умственного развития. Оказывается, во временной или окончательной потере возможности развития психических функций и приобретения социальных навыков.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА - относительно устойчивое психическое состояние (настроение) педагогического коллектива, отражающее особенности его жизнедеятельности.
Социально-психологический климат является, во-первых, одним из проявлений групповой психологии коллектива, отражает специфику деятельности и особенности взаимодействия его членов и, во-вторых - одним из существенных факторов эффективности управления в системе среднего образования.
Социально-психологический климат педагогического коллектива имеет сложную структуру, основные элементы которой можно классифицировать по такому критерию, как отношение членов коллектива к различным объектам окружающего мира. В структуре климата выделяют его непосредственные проявления (отношение членов педагогического коллектива к общему делу и друг к другу) и косвенные проявления (отношение членов педагогического коллектива к миру в целом и к самим себе). Все указанные структурные элементы социально-психологического климата тесно взаимодействуют между собой.
По своей направленности выделяют такие три вида социально-психологического климата в педагогическом коллективе:
- климат с позитивной направленностью (благоприятный или здоровый);
- климат с отрицательной направленностью (неблагоприятный или нездоровый);
- нейтральный климат (без внятной положительной или отрицательной направленности).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС УЧЕНИКА - это положение, которое занимает ребенок в группе сверстников (классе), которое переживается и оценивается им субъективно (адекватно или неадекватно) и определяется его правами и обязанностями. Социально-психологический статус свидетельствует о признании или непризнании, уважении или неуважении, симпатии или антипатии, которыми пользуется ученик в классном коллективе. Он зависит от социально-психологических свойств личности как субъекта коммуникации и взаимодействия в системе внутригрупповых отношений. Социально-психологический статус ребенка в группе можно рассматривать как комплексный психологический феномен, отражающий взаимосвязь и взаимовлияние личности и группы: он формируется в группе и одновременно влияет на саму группу.
Формирование социально-психологического статуса обусловлено взаимодействием двух типов факторов:
- объективных, независимых от ученика (особенности группы, педагогов, семьи);
- субъективных (внешность ученика, его пол, возраст, черты характера, нравственные, интеллектуальные, деловые, волевые качества, способности, умения, навыки и др.).
Чтобы получить высокий социально-психологический статус в группе сверстников, ребенку необходимо иметь много положительных черт, а чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных, часто достаточно одного-двух негативных качеств. Следует отметить, что одно и то же сочетание личных качеств определяет положение ребенка в зависимости от того, что является ценностью для определенного коллектива.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - метод активного обучения и группового психологического воздействия с целью развития компетентности в сфере общения.
СОЦИОМЕТРИЯ - социально-психологический метод, позволяющий определить структуру межличностных и внутригрупповых отношений в группе с целью их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения учащихся в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Этот метод был разработан американским ученым Дж. Морено. Метод социометрии позволяет выяснить, в частности, кого из своих сверстников ученики предпочитают, к кому безразличны, кем пренебрегают в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий членов группы, которые могут сами до конца не осознавать этих своих отношений.
СПЕЦИАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ИНВАЛИДА - отдельное рабочее место или участок производственной площади, который требует дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и тому подобное.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические качества индивида, которые создают оптимальные возможности для успешного выполнения им определенного вида деятельности. Структура специальных способностей в определенной степени повторяет структуру видов деятельности. Согласно сферам проявления способностей, выделяют музыкальные, литературные, художественные, технические, артистические, педагогические и другие специальные способности.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические качества личности, которые являются предпосылкой успешного выполнения им определенной деятельности. Сферой проявления способностей людей являются все отрасли их разнообразной практической, научной и художественной деятельности.
Наряду с общими способностями (их еще называют умственными), от которых зависит успешность любой деятельности и обучения, выделяют также специальные способности.
Показателями способностей в процессе деятельности является то, насколько индивид при прочих равных условиях, быстро и легко овладевает этой деятельностью, какие способы (рациональные, нерациональные) применяет в ходе ее организации и исполнения.
СТИГМАТИЗАЦИИ - процесс приписывания отрицательных черт человеку или отделения от общества средствами дискриминации благодаря присутствию у человека признаков расстройства или отклонений от социальных норм.
СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - система приемов воздействия на воспитанников. Зависит от содержания совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений, отношения к партнеру и характера взаимодействия в общении.
СТРЕСС - термин, которым обозначают особые состояния физического и психического напряжения, возникающие в ответ на различные экстремальные воздействия окружающей среды. Стресс вызывают так называемые стрессоры: физиологические (высокие или низкие температуры, шумы, острая боль, интоксикации, инфекции и др.), а также психические (страх, конфликты, фрустрация, длительное давление высоких требований, «бремя ответственности», горе и др.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)