Глава 7. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план как составляющая куррикулума. Необходимость использования индивидуального плана в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Основная цель общеобразовательного учебного заведения, в котором внедряется инклюзивное обучение, - предоставление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Первоочередной задачей является повышение квалификации педагогических кадров, которые вводят систему индивидуально дифференцированного подхода на основе личностно- ориентированной модели образования, предусматривают организацию учебной деятельности с использованием индивидуальных учебных планов.
В соответствии с принципом структурирования образования учебный план, как основная составляющая куррикулума, должен учитывать особенности психического развития детей; базовые основы общего образования, на которых строятся все общеобразовательные и специальные программы; совокупность образовательных областей; соответствие их тем знаниям, которые необходимы детям с нарушениями развития для социализации; взаимодействие и взаимозаменяемость педагогов.
Основным условием является обоснование и внедрение в учебный процесс учебного плана по гибкой вариативной структурой его школьного компонента, учитывающий общие закономерности психического развития детей, нормально развивающихся и детей с нарушениями развития, а также модально не специфические закономерности развития, связанные с теми качествами, которые наблюдаются во всех группах детей с нарушениями развития, в частности:
- в планировании учебных мероприятий и разработке программ и планов необходимо учитывать замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одного психологического возраста к другому;
- при разработке учебных программ и планов урока важно рассматривать замедленность скорости приема и переработки информации;
- необходимо помнить о снижении общей психической и, в частности, познавательной активности, что приводит к сужению запаса знаний в целом, представлений об окружающем мире и о себе;
- в учебных технологиях учитывается диспропорция между направленной и спонтанной сторонами развития;
- учитывается недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности (обращается внимание на незрелость мотивационной сферы, недостаточность отдельных мыслительных операций, недостаточность контроля над их протеканием и т.д.);
- при разработке учебного плана необходимо помнить о нарушении мышления и речи во всех группах детей с нарушениями развития, а также недостаточности словесного поведения и психической деятельности в целом;
- нужно учитывать деформацию социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением.
Разработка учебного плана происходит согласно четырех моделей получения образования инвалидами. -Первая модель характеризуется тем, что учащиеся получают образование, соотносящееся с образованием здоровых детей, и в те же сроки, что и в массовой школе; -вторая модель означает получение образования с удлинением срока обучения; -третья модель отражает образование;
-четвертая - получение индивидуализированного, реабилитационного образования.
Таким образом, ученикам с нарушениями психофизического развития предоставляется возможность получения образования, соответствующего их интеллектуальному потенциалу.
При этом особый акцент делается на личностную ориентацию обучения, поскольку она характеризуется субъектно- субъективным взаимодействием, требует создание условий для проявления продуктивно-творческой активности учащихся. При организации учебного процесса предпочтение отдается индивидуально-групповой форме деятельности с учетом готовности и способностей личности.
Деятельность ученика оценивается не только с позиции приобретенных знаний, а прежде всего - с позиции прогрессивного развития. Качественная оценка деятельности субъектов допускается не как исключение, а как система. Личностно- ориентированное обучение предусматривает установление демократического стиля взаимоотношений между учителем и учеником в русле педагогики и поддержки.
В условиях образовательной интеграции перспективная технология коллективного способа обучения, которая предусматривает четыре формы организации: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Групповая и парная формы работы позволяют объединить учащихся по способностям, создать адекватное образовательное пространство с учетом их уровня психофизического развития, а значит, и возможностей обучаемости.
Мотивационные аранжировки учебных занятий, диалогическое взаимодействие учителя с учеником и учеников между собой, система оценивания, при которой дети не сравниваются друг с другом, а определяется динамика роста каждого ученика, - усиливает эмоционально-волевой компонент учебного процесса. Как подтвердили результаты исследования, отношение ученика к изучаемому, становится заинтересованным, появляется вера в собственные силы, настойчивость в достижении результата. Процесс обучения становится для ученика с нарушениями психофизического развития привлекательным, доступным и понятным. Коррекционные цели в учебном процессе должны носить положительный характер. Не столько устраняются отклонения, сколько создаются предпосылки для успешного обучения. Формы коррекции определяются причинами возникновения затруднений в процессе обучения, и в течение определенного времени устраняются.
Индивидуальный учебный план - наиболее важный документ для детей с особыми образовательными потребностями. Описывает обеспечение для учеников и содержит следующие разделы:
- общее определение информации об учениках;
- нынешний уровень функционирования с описанием последнего размещения;
- рекомендации комитета, который оценивает учащихся;
- инструктивные цели и объекты с разделением их оценивания;
- определение модификаций классных комнат.
Также должны быть включены другие обеспечения, необходимые для ученика. В случае, когда ученик переезжает в другой район, новый учитель должен получить информацию и узнать, что именно необходимо для обучения и развития питомца.
Является средством связи и выполняет несколько функций. Одна из них - сообщать об особенностях и условиях обучения всех, кто связан с жизнью и развитием ученика, особенно родителей. К обсуждению должны быть привлечены родители, ученики, учителя или другие лица, знакомые с особыми потребностями ученика, а также представители отдела образования. С его помощью родители узнают о учебных мероприятиях, образовательных услугах, виды помощи, которые предоставляются ребенку. Родители должны ознакомиться с тем, что ребенок изучает, какие методики применяются и время на это отведенное. Таким образом они связаны с решением по учебному обеспечению, которое будет проводиться. Родители не могут диктовать требования о том, как, где и кто будет выполнять мероприятия, хотя работники должны прислушиваться к их пожеланиям и знаниям об индивидуальных особенностях ребенка.
Ознакомившись, родители должны понимать:
- почему их ребенок нуждается в особом обучении;
- кто будет проводить обучение;
- где будет обучение;
- продолжительность обучения;
- программа оценивания;
- сколько времени их ребенок будет проводить в специальном классе;
- какие мероприятия будут осуществляться для ребенка, например, профессиональная и физическая терапия, предоставление советов, консультаций, перевозки.
Читая родители должны четко понимать, кто проводит обучение, его продолжительность каждый день, а также определить, нужна особая консультация для ребенка или любая другая помощь. Играет важную роль в отборе работников, обеспечивающих выполнение положений плана.
Директору учебного заведения необходимо изучить разделы и убедиться в том, что все меры описаны должным образом.
Если уполномоченная проверка пересмотрит программы для учеников с особыми потребностями, то в первую очередь она обращает внимание, является ИПО ученика. Знакомясь с ИПО, проверка определяет:
- Есть все необходимые разделы, которые требуются законом;
- Есть ли связь между целями и объектами программы;
- Есть соответствующие знания о детях с особыми учебными потребностями.
С помощью ИПО директор может проверить, обеспечивают ученику с особыми учебными потребностями свободную, соответствующую общее образование. Последняя весомая функция ИПО - оценивания. Цели ИПО могут определять успешность ученика.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)