- Н-О
Н
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий. Направленность личности характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением, идейными и практического наставления. Доминирующая направленность личности может определять всю психическую деятельность личности.
НАСЛЕДОВАНИЕ (ИМИТАЦИЯ) - особая форма поведения, которая заключается в воспроизведении действий, манеры поведения и индивидуальных черт других лиц. Наследование может быть, как бессознательным, так и сознательным, целенаправленным.
НАСТРОЕНИЕ - общее эмоциональное состояние, которое в течение определенного отрезка времени окрашивает переживания и деятельность человека и выступает в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона его психической жизни. Настроение является эмоциональной реакцией на значение конкретных событий для субъекта в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ - нервно-психические расстройства «пограничного характера» (на границе нормы и патологии), которые проявляются в нарушении мировосприятия и поведения ребенка при отсутствии органических изменений нервной системы.
Невроз - следствие психической травмы, вызванной испугом, ужасом, психотравмирующей ситуацией, возникших вследствие нарушения межличностных отношений (ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких, жестокое, несправедливое обращение с детьми).
НЕДОСТАТКИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ - ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, познавать или воспроизводить информацию. В памяти детей наблюдаются значительные индивидуальные различия. Это проявляется в разной скорости запоминания, прочности сохранения и легкости воспроизведения материала. Недостатки памяти у детей могут быть как врожденными, унаследованными, так и приобретенными.
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - малая группа, в состав которой входит один из родителей (обычно мать) и ребенок или несколько несовершеннолетних детей. Стабильность неполной семьи основывается на хозяйственно-бытовой и воспитательной деятельности взрослого, который удовлетворяет как первичные, органические, так и вторичные, духовные потребности детей, а также поддерживает теплый морально-психологический климат в семье. Неполная семья возникает вследствие различных причин: рождение ребенка вне брака, смерть одного из родителей или развод и прекращение супругами брачных отношений. Последняя причина появления неполной семьи является наиболее распространенной, поскольку число разводов очень значительно.
О
ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОХАРАКТЕРА: требования к инклюзивным школам по совместному обучению всех детей означают, что они должны разработать такие методы обучения, которые соответствуют индивидуальным различиями и, таким образом, приносят пользу всем детям.
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА: инклюзивные школы могут изменить отношение к существующим различиям через совместное обучение всех детей, создавая таким образом основу для справедливого и недискриминационного общества, что поощряет людей жить вместе в согласии.
ОБЩАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ - в статистике - число всех инвалидов среди населения.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие высокий уровень развития общих и специальных способностей.
Одаренные дети отличаются высокой любознательностью и исследовательской активностью. Психофизиологические исследования показали, что у одаренных детей повышенная биохимическая и электрическая активность мозга, поэтому ограничения их активности может провоцировать негативные реакции невротического характера. У таких детей ярко обнаружена способность открывать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, особенно они восхищаются построением альтернативных моделей и систем.
Одаренные дети, как правило, имеют прекрасную память, они рано овладевают языком и абстрактным рассуждениям, их отличает способность безошибочно квалифицировать информацию, умение широко использовать накопленные знания.
ОДАРЕННОСТЬ - системное качество психики, которое развивается в течение жизни человека и определяет возможности достижения им исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренность образует единую интегративную структуру, которая проявляется на всех этапах индивидуального развития и состоит из определенных структурных компонентов.
К ним относятся:
- доминирующая роль познавательной мотивации уже в раннем детстве;
- исследовательская творческая активность, которая проявляется в изобретении нового, в постановке и решении проблем;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие интеллектуальные, эстетические, моральные оценки.
ОДИНОЧЕСТВО - социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида. Одиночество вызывается переживанием отсутствия или неполноценности субъективной психологической связи человека со значимым для него человеком, а также чувством собственной изолированности, безнадежности, потери смысловых ориентиров, отчуждения.
ОПРОСНИК - совокупность вопросов (пунктов, утверждений), отобранных и упорядоченных в соответствии с заранее определенной задачей: получить от опрашиваемого информацию относительно особенностей его поведения, привычек, вкусов, стремлений, реакций или отношения к определенной ситуации и тому подобное. Вопросы строят таким образом, чтобы получить от субъекта четкий утвердительный (положительный, позитивный), отрицательный, более «мягкий» ответ (например, «Касается меня» - «не касается меня»). В некоторых случаях, ответ дается в форме подчеркивания или обозначения каким-то знаком (крестиком, «галочкой»). Из-за склонности опрошенных к «нормативным» (социально-желательным) ответам, в опросник включают контрольные вопросы (так называемая «Шкала лжи»). Соответствие содержания вопросов опросника принятым в психодиагностике требованиям (объективность, надежность, валидность), превращает последний в достаточно строгий инструмент анализа.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)