- З-И
З
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - одна из разновидностей отклонений психического развития у детей. Как отдельное явление выделена в мировой и отечественный психологической науке и педагогический практике сравнительно недавно. Между тем, это отклонение в развитии детей получило широкое распространение среди младших школьников, которые постоянно не успевают. Значительную часть (по данным некоторых авторов - около половины) составляют дети с задержкой психического развития. Поэтому всестороннее изучение этого явления имеет большой практический интерес.
Задержку психического развития у детей психологи понимают, как отставание психического развития от возрастной нормы, что обусловлено, с одной стороны, негрубыми нарушениями функционирования центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция), а с другой - неблагоприятными условиями воспитания и развития в раннем и дошкольном детстве, в частности, эмоционально-бедным общением и дефицитом информации.
Нарушения познавательной деятельности детей с задержкой психического развития проявляются, главным образом, в недостатках внимания, памяти, зрительных, слуховых и моторных функций, особенно межанализаторной координации, в снижении умственной работоспособности и гибкости психических процессов. В то же время, у них остается относительно сохранена способность к абстрагированию и обобщению, что, при условии соответствующей коррекционной помощи, позволяет таким детям достичь высокого уровня компенсации.
ЗАИКАНИЕ - нарушение нормальной плавности и ритма речи, вызванное судорожным состоянием мышц аппарата речи.
Для заикания характерно повторение отдельных звуков, слогов, или целых слов (особенно в начале фразы), прерывание слов, блокирование процесса вещания (избыток заполненных и незаполненных пауз), чрезмерное физическое напряжение в процессе произношения отдельных слов.
Заикание чаще всего появляется в тех словах или фразах, которые несут наиболее смысловую нагрузку. Оно нередко сопровождается определенными движениями (моргание, дрожание губ или всего лица, тряска головой, сжимание кулаков и т.д.).
ЗНАНИЯ - отражение в сознании индивида образов предметов и явлений объективной действительности, их свойств, отношений между ними и закономерностей развития в процессе усвоения общественного опыта познания. Усвоение результатов познавательной деятельности, которые накопило человечество в форме понятий, суждений, теорий и т. д., осуществляется на основе умственных и практических действий в процессе спонтанной или целенаправленной деятельности индивида лишь при условии взаимодействия с другими людьми. Этот процесс продолжается в течение всего жизненного пути человека. Вся предыдущая познавательная деятельность общества предстает перед ним как готовое знание, которое он должен усвоить, применить на практике, развить дальше.
И
ИДЕАЛ - конкретный пример, персонифицированный образ или система обобщенных принципов человека, осуществление которых является для него высшей целью деятельности и стремлений и которые субъективно воспринимаются ним, как воплощение совершенства чего-то, например, в морально-этическом плане - доброты, совести, достоинства, силы воли, выдержки, гражданственности, человечности и других добродетелей.
Как правило, персонифицированные идеалы - это образы людей из окружающей общественной среды. Ими могут быть политики, выдающиеся работники в области науки и техники, спортсмены, деятели культуры, писатели, народные умельцы, а также члены семьи - отец, мать и другие близкие люди.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, установление тождества объектов на основании тех или иных признаков.
В контексте познавательных актов идентификация толкуется как целенаправленный сознательный процесс сопоставления одного объекта с другими по совокупности определенных признаков или свойств, прием, с помощью которого устанавливается идентичность или различие объектов. В том случае, когда нужно узнавать человека (например, лицо преступника) объектом идентификации являются те его качества, на основании которых этот человек может быть отнесен к определенному классу, типу, категории, то есть признан идентичным самому себе.
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА - определение уровня интеллектуального развития, так называемого коэффициента интеллекта (IQ) с помощью тестов интеллекта. Соответствует психометрической парадигме исследования интеллекта, которая является наиболее разработанной в современной психологической науке. Психометрический подход основывается на двух основных принципах: во-первых, интеллект является врожденным (или сложившимся в первые годы жизни) и далее неизменным, во-вторых, он является объектом, который может быть измерен. Центральное понятие психометрической парадигмы - коэффициент интеллекта, который современные специалисты по тестированию определяют так: «IQ- это форма выражения уровня способностей индивида в данный момент времени относительно существующих возрастных норм».
ИНВАЛИД - лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой (ее последствиями) или врожденными пороками умственного или физического развития, что приводит к ограничению нормальной жизнедеятельности, вызывает у лица потребность в социальной помощи и усиленной социальном защите, а также выполнение со стороны государства соответствующих мероприятий для обеспечения ее законодательно определенных прав.
ИНВАЛИДНОСТЬ - мера потери здоровья и ограничения жизнедеятельности, которая препятствует или лишает конкретное лицо способности или возможности осуществлять деятельность способом и в пределах, которые считаются для него нормальными в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - планирование и осуществление обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Речь идет, в первую очередь, о своеобразии их чувств, восприятий, мышления, памяти, воображения, об особенностях интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера.
Индивидуализация обучения -это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - предмет изучения дифференциальной психологии понятия для определения неповторимости свойств индивида, что порождается сложным взаимодействием между наследственными задатками индивида и его средой.
В психологии существует понятие «индивидуальность» для определения уникальности каждого человека с его неповторимыми чертами, характеризующими способности, темперамент, характер, особенности психических функций (эмоций, мышления, памяти, воображения, интуиции и др.). Неповторимость человека, его индивидуальность обусловлена еще и тем, как сочетаются, координируются между собой упомянутые качества, в чем заключается своеобразие их строения.
ИНТЕЛЛЕКТ - целостное интегрированное психическое образование, которое обеспечивает порождение, конструирование и перестройку личностных ментальных моделей мира. Ментальные (умственные) модели мира фиксируют содержание и уровень понимания человеком себя, других и окружающей среды, тесно связаны со знаниями и убеждениями личности. Ментальные модели можно в определенной мере считать устойчивым интеллектуальным признаком личности, хотя они и меняются в онтогенезе, в кризисных жизненных ситуациях и тому подобное.
ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение физических и психических особенностей, присущих детскому или подростковому возрасту.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)