- Д-Ж
Д
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общепринятым моральным или правовым нормам. Девиантное поведение может быть, как преступным (криминальным), так и таким, которое не карается законом (систематическое пьянство, сексуальная распущенность). Нередко аморальное поведение, уже привычное для человека, становится все более криминогенным и противоправным.
ДЕПРЕССИЯ - эмоциональное состояние, для которого характерны подавленность, тоскливость, физической и психической активности, низкая самооценка, пессимистическое отношение к внешнему миру, упадок жизненных сил. Человек в состоянии депрессии испытывает чувство вины за события прошлого, соединенное с ощущением беспомощности перед жизненными трудностями и не видит перспективы. При тяжелых длительных формах депрессии возможные попытки самоубийства.
ДЕПРИВАЦИЯ - потеря личностью возможности удовлетворения тех или иных потребностей или лишения ее какого-то желаемого объекта или человека, которые способствуют удовлетворению этих потребностей.
В возрастной психологии депривация рассматривается в контексте лишения ребенка (или потери им) материнской заботы, а также с точки зрения тех стилей воспитания ребенка в семье, которые создают потребность у растущей личности в двусторонних эмоциональных контактах с окружающими людьми.
ДЕЛОВАЯ ИГРА - групповая форма обучения, разновидность ролевой игры. Деловая игра имитирует реальные ситуации, которые могут возникать в практической деятельности людей. Используемые роли, соответственно, отражают функции тех реальных профессионалов, которые участвуют в решении реальных проблем («директор завода», «председатель фирмы», «руководитель лаборатории» и т.п.). Вид профессиональной деятельности, в процессе выполнения которой возникает та или иная проблема, определяет тип деловой игры (управленческие, экономические, педагогические, экологические и др.)
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ составляют группу слепых, слабовидящих и детей с функциональными нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией, нарушением рефракции).
У слепых детей полностью отсутствуют зрительные ощущения (тотальная слепота), или светоощущение, или остаточное зрение с остротой до 0,04 на лучшем глазу с использованием очков (практическая слепота). Отсутствие зрительных функции у слепых детей в процессе развития и обучения компенсируется сохраненными функциями других органов чувств - осязанием, обонянием, слухом, речью. Такие дети учатся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях.
Слабовидящие дети- это те, кто имеет остроту зрения в глазу, который лучше видит, с использованием очков, от 0,05 до 0,4, а также дети с острым зрением (до 0,8), которые имеют другие нарушения зрительных функций, например, резкое сужение границ поля зрения. Слабое зрение возникает вследствие болезней глаз или является результатом общего болезненного состояния организма в целом. Значительная часть случаев плохого зрения является следствием аномалии рефракции глаза.
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ - это дети, в речи которых наблюдаются отклонения от нормы, принятой в данной языковой среде.
Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, негативно влияют на все психические свойства ребенка, сказываются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять также и на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, а также ограниченными социальными, в частности, речевыми контактами таких детей.
Расстройства речи, ограниченность общения влияют на формирование личности ребенка, его эмоционально-волевую сферу. Они вызывают развитие отрицательных черт характера - застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это затрудняет освоение чтения и письма, негативно влияет на успеваемость, а в будущем - и на выбор профессии.
ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Детский церебральный паралич - это различные двигательные нарушения в виде парезов (ограничение двигательных функций и мышечной силы), гиперкинезов (разных чрезмерных непроизвольных движений), нарушений координации движений, которые являются следствием поражения головного мозга ребенка до рождения, во время родов и в первые недели после рождения. Они часто сопровождаются различными нарушениями речи, психики, иногда - эпилептическими припадками.
ДЕТИ С ПОНИЖЕННЫМСЛУХОМ - дети, при наличии потери слуха (от 15 - 20 до 75 децибел) способны самостоятельно накапливать словарный запас и овладеть устной речью.
Снижение слуха имеет разные степени: от нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной речи окружающих. У детей с пониженным слухом наблюдается специфическое недоразвитие речи, обусловленное, прежде всего, степенью нарушения слуховой функции, а также временем его возникновения, индивидуально - психологическими особенностями ребенка и условиями его развития.
ДЕТИ-ОЛИГОФРЕНЫ - дети с врожденным или приобретенным в раннем детстве (в возрасте до 3-х лет) общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Причинами, обусловливающими умственную отсталость, могут быть:
- различные вредные воздействия в период внутриутробного развития ребенка (инфекции, интоксикации, травмы и т. д.);
- родовые травмы и асфиксия;
- болезненные явления в период раннего (постнатального) развития ребенка (инфекционные, интоксикационные, травматические заболевания мозга, нарушения питания и др.);
- неблагоприятная наследственность, в том числе неправильное генное управление процессами обмена, дефектность генов, хромосомные изменения и тому подобное.
В связи с диффузным поражением мозга, у умственно отсталых детей возбуждена высшая нервная деятельность в целом, что приводит к нарушению психического развития и, особенно, недоразвитию абстрактного мышления. Последнее отчетливо проявляется в картине слабоумия.
ДЕЦЕНТРАЦИЯ - механизм личностного развития индивида, который функционирует на основе способности «выходить» за пределы собственного «Я» (сосредоточенности только на своем теле, собственных желаниях, намерениях, переживаниях), принимать во внимание в процессе взаимодействия с другими людьми их точку зрения относительно самого себя, ставить себя на место другого, учитывая его потребности и эмоциональные переживания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - такая форма организации учебного процесса, при которой методы, способы, темп обучения избираются, исходя из индивидуальных различий учащихся. В педагогической практике этим словосочетанием обозначается учет индивидуальных особенностей учащихся для группировки их с целью специального обучения. Такое толкование является частным случаем общего концепта дифференцированного обучения.
Ж
ЖИЗНЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ - проект будущего, видение личностью идей и смысла своего жизненного пути.
Активное, неравнодушное отношение личности к себе, своей жизни дает ей возможность достаточно рано сознательно определить сюжет и направленность жизненного замысла.
На этапе становления жизненного замысла у молодых людей должны быть сформированы: высокие личностные ценности, соответствующие им жизненные цели, мотивация саморазвития, решительность и способы гармоничного взаимодействия с другими людьми, способность увидеть себя со стороны, подняться над своими влечениями и побуждениями, понять возможные альтернативные пути творческого саморазвития, сознательно выбрать жизненный путь и уже сейчас позаботиться о будущем.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - повседневная деятельность, способность организма человека осуществлять деятельность в пределах, обычных для человека.
ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО - духовно-практическая деятельность личности, направленная на проектирование, планирование, программирование и творческое осуществление ею собственного индивидуального жизненного пути. Личность в этом смысле является автором и субъектом собственной индивидуальной жизни, которая становится объектом ее творческих действий. Обучение искусства строить жизнь можно считать одним из ключевых задач современного образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)