- А-Б
А
АБИЛИТАЦИЯ - система мероприятий, направленных на овладение лицом знаний и навыков, необходимых для ее независимого проживания в социальной среде: осознание своих возможностей и ограничений, социальных ролей, понимание прав и обязанностей, умение осуществлять самообслуживание.
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ - эмоционально ценностное отношение ребенка к своим родителям, основанное на признании им несомненной значимости родительского опыта, знаний, моральных качеств.
АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ - эмоционально-ценностное отношение ученика к учителю как к опытному, значимому (референтному) лицу.
АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ - свойство личности ребенка, которое находит свое проявление в готовности к осуществлению агрессивных действий. Понятие «агрессивность» не синонимична с понятием «агрессия».
АГРЕССИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - одно из проявлений деформации его личности. Начальным этапом формирования агрессивных реакций учителя нередко становится авторитарность его поведения, которая становится привычкой. Агрессивность учителя часто формируется в ответ на «угрозу» авторитету учителя или на неприятие его авторитарных суждений. Различают вражескую агрессивность, возникающую в результате таких эмоций, как злость, и направленную на нанесение вреда ученику, и инструментальную, которая является средством достижения определенной положительной цели.
АГРЕССИЯ - специфическая форма действий, поведения человека, который намерен причинить вред другому человеку, группе лиц или животному. Такое поведение характеризуется демонстрацией преимущества силы по отношению к тому лицу (лицам), которому (которым) субъект стремится причинить вред.
АДАПТАЦИЯ (социально - психологическая) представляет собой:
- процесс и результат активного приспособления индивида к видоизмененной среде с помощью самых разнообразных социальных средств (действий, поступков, деятельности);
- компонент действенного отношения индивида к миру, ведущая функция которого заключается в овладении им относительно стабильными условиями и обстоятельствами своего бытия;
- составляющая осмысления и решения типичных, преимущественно репродуктивных задач и проблем путем социально принятых или ситуативно возможных способов поведения личности, конкретно проявляется в наличии таких психологических феноменов, как оценка, понимание и принятие ею окружающей среды и самого себя, их строения, требований, задач.
АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ - предполагает активные усилия индивидов в течение жизни, направленных на достижение гармонии с окружающей средой, собственного развития, воспроизводства. Адаптация является двусторонним процессом между индивидом и окружающей средой, при котором нужно или изменить окружающую среду, или же измениться самому под ее влиянием, или то и другое вместе.
Психологи, ориентированные на системные теории, считают, что помощь людям в преодолении периодов стрессов в жизни путем усиления или поддержания адаптационных способностей является центральной частью их стратегии помощи.
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНАЯ - процесс приспособления, изменения психики индивида в условиях перехода к другому организованному обучению. В этот период происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, которое отмечается в зависимости от того, что ему вредит: алкоголь, наркотики, азартные игры и т. д.
АКСИОЛОГИЯ (ЭТИЧЕСКАЯ) - теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. В качестве особой философской дисциплины аксиология, изучающая природу экономических, эстетических, нравственных, исторических и других ценностей, возникла сравнительно недавно, во второй половине XIX века, а сам термин «Аксиология» был введен только в начале ХХ века французским философом П. Лапе.
Общие вопросы нравственной аксиологии:
- Что такое добро?
- Представляет ли оно собой особенность человеческих поступков или просто приписывается нравственным сознанием?
- Каким образом люди рассматривают добро и зло в действиях (оценивают их)?
- Каково происхождение и природа понятия добра в нравственном сознании человека.
- - действующее отношение человека к миру, которое нацелено на выполнение определенных ценностей, принципов и идеалов.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрезмерная выраженность отдельных черт характера, которая проявляется в выборочной уязвимости индивида относительно определенных психогенных воздействий.
- - нравственный принцип, предусматривающий сочувствие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их благополучия и счастья.
В теории морали понятие «Альтруизм» было введено Контом, положившим данный принцип в основу своей этической системы. Конт связывал нравственное совершенствование общества с воспитанием в людях общественного ощущения альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.
АНКЕТИРОВАНИЕ - форма опроса (наряду с интервью). Универсальное средство получения разнообразной информации о качестве и особенностях поведения личности, ее мотивах и намерениях, способностях и ориентации, планах и чувствах, отношения к себе, другим, окружающему миру в целом.
Преимуществами анкетирования является оперативность, простота, возможность индивидуального и группового оценивания.
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - отклонение от общих закономерностей психического развития ребенка, которые нарушают структуру психической деятельности ребенка и вносят в нее дополнительные осложнения.
Об аномальном развитии ребенка говорят в случае врожденных или приобретенных в раннем детстве поражений центральной нервной системы, а также поражений центральной нервной системы, а также поражений периферических участков анализаторов, которые вызывают слепоту или плохое зрение, глухоту или тугоухость. Нарушения развития бывают особенно значительными в случае одновременного поражения нескольких анализаторов (например, слухового и зрительного) или сочетание дефекта одного из главных анализаторов с диффузным поражением коры головного мозга (например, слепота, глухота и умственная отсталость). Сочетание нейрофизиологических нарушений называют сложным дефектом.
АФФЕКТ - состояние сильного эмоционального напряжения, нервно - психического возбуждения, которое обычно быстро возникает в связи с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождается ярко выявленными моторными реакциями (напряженная мимика, энергичная жестикуляция), а также функциональными изменениями в работе сердца, желудка, желез внутренней секреции и других органов.
Известные формы аффекта: ярость, ужас, экстаз, взрыв страсти, отчаяние. Формы аффекта продолжаются относительно недолго, но все они оставляют после себя «аффективные следы», или «аффективные комплексы», которые образуют специфический опыт личности, его актуализация происходит каждый раз при столкновении с элементами ситуации, породившей аффект. Аффективные следы сигнализируют, предупреждают о возможном повторении аффектогенных ситуаций, то есть они «открывают» для субъекта, непосредственно на эмоциональном уровне, смысл подобных ситуаций. В случае недостаточного развития способности субъекта к эмоциональной саморегуляции, аффективные следы могут стать пусковым механизмом развития новых состояний аффекта.
АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - специфическая форма проявления психической активности человека, у которого в результате постоянного неудовлетворения тех или иных потребностей, возникают и становятся достаточно устоявшимися тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними действия и поступки.
АУТИЗМ - тяжелое расстройство психического развития личности, происхождение и условия возникновения которого до сих пор мало выяснены. Диагностируют его у 2 - 6 детей на 10000, преимущественно у мальчиков (соотношение мальчиков и девочек - 5 к 1). Аутизм заключается в неравномерном развитии психики с нарушениями, в первую очередь, в межличностном восприятии, функциях социального взаимодействия и общения. Характерен также чрезвычайно ограниченный круг интересов и видов деятельности.
Б
БЕСЕДА - культурно - экспрессивный обмен информацией между партнерами.
БИОЭТИКА (биомедицинская этика) - область этики, которая формируется на стыке медицинской этики и этики науки. Ее возникновение связано с радикальными изменениями, которым подвергается медицина и общественная медицинская охрана под влиянием научно-технического прогресса.
Термин введен в 1971 американским ученым В.Р. Поттером, который рассматривал «биоэтику» в качестве своеобразного моста, связывающего естественнонаучные и гуманитарные культурные традиции.
В дальнейшем этот термин наполнился конкретным и широким содержанием, и сейчас под «биоэтикой» понимается междисциплинарная область исследований и экспертизы, предметом которой являются:
- ценностная проблематика, которая относится к взаимоотношениям врача и пациента, а также этические проблемы, которые возникают в биомедицинских исследованиях и в науках о поведении, в частности при экспериментировании на человеке;
- этические аспекты проблем, связанных с выделением и распределением ресурсов на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- этические проблемы экспериментирования на животных и взаимодействие человека с живой природой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)