Основные отличия дистанционного обучения от заочной формы обучения:
- передача студентам теоретических материалов в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет полностью отказаться от учредительных лекций с приездом в вуз или значительно сократить их количество и продолжительность;
- постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним через телекоммуникации вопросов, возникающих в процессе обучения;
- возможность организации с помощью телекоммуникаций дискуссий, совместной работы над проектами и другими видами групповых работ.
Понятно, что эти особенности делают дистанционную форму обучения более целесообразной в образовании инвалидов, чем заочная форма. Возможность свести к минимуму количество посещений учебного заведения привлекательна для лиц, которые по своим физическим состояниям лишены возможности свободно передвигаться.
В целом образовательные технологии, которые должны быть включены в сферу деятельности коррекционной педагогики, лежат в плоскости так называемого личностно-ориентированного образования, что обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, учитывая выявленные его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.
Привлекательность такой образовательной философии для студентов с инвалидностью заключается в том, что она основывается на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание индивидуальных программ развития и альтернативных форм обучения. Следующим социальным заказом для коррекционной педагогики должно быть сопровождение системы раннего вмешательства и социальной реабилитации детей с инвалидностью. Эта система в настоящее время бурно развивается через создание в государстве центров ранней социальной реабилитации детей-инвалидов. В государственной Концепции ранней социальной реабилитации детей-инвалидов указано, что среди основных принципов ранней социальной реабилитации детей-инвалидов должен быть «системный (не изолированно от других форм реабилитации) подход к ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, который обеспечит им реализацию возможностей, гарантированных каждому гражданину».
Системность и целостность должна быть краеугольным камнем построения новых принципов коррекционной педагогики. И здесь можно обратить внимание на новую научную парадигму, которую называют синергетической. Применение междисциплинарного подхода и системно-синергетических принципов образования в коррекционной педагогике будет отвечать требованиям современности.
Поскольку мы сейчас находимся в фазе постиндустриального «информационного общества», развитие коррекционной педагогики нельзя представить без применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и как средства специального образования, и как инструмента научных исследований в этой области.
Коррекционная педагогика должна развиваться на основе новой модели инвалидности человека - социальной.
Расширение границ предмета коррекционной педагогики в теоретических и методологических основах образования людей с инвалидностью любого возраста и любого типа физических и сенсорных недостатков.
- Применение в основе коррекционной педагогики философии личностно-ориентированного образования.
- Разработка научно-методических и дидактических основ интегрированного образования.
- Подготовка специалистов для интегрированного обучения инвалидов.
- Научное обоснование системы профессиональной реабилитации инвалидов.
- Научно-педагогическое сопровождение системы раннего вмешательства и социальной реабилитации детей с инвалидностью.
- Ориентация на современные технологии образования, в частности модульное обучение и дистанционное образование.
- Использование в коррекционной педагогике современных информационно-телекоммуникационных технологий.
- Применение междисциплинарного подхода и системно-синергетических принципов образования в коррекционной педагогике.
Итак, коррекционная педагогика вместе со специальной психологией как отраслью психологической науки, изучающая закономерности психических явлений при повреждении психофизического развития человека, решают гуманную, многоаспектную и сложную проблему - обеспечение готовности человека с объективно уменьшенными функциональными возможностями, вследствие недостатков психофизического развития к максимально (с учетом субъективных возможностей) полноценному выполнению своих различных социальных ролей и функций, готовности к саморазвитию, самоутверждению, к счастливой человеческой жизни среди людей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)