Организация учебного процесса и среднего профессионального образования инвалидов
Было бы хорошо, если бы родители с раннего детства проявляли способности, наклонности своего ребенка инвалида, конечно учитывая его возможности. Если у такого ребенка позволит состояние здоровья, будут возможности и желание работать в дальнейшей жизни, надо помочь ему определиться с будущей профессией. В помощь должны быть призваны не только родители, медики, социальные работники, но и психологи, применяя специально направлены тестирования, диагностики. Конечно надо ориентироваться на перечень профессий, которым обучают в ближайших профессионально-технических заведениях и которые пользовались спросом на рынке труда в данной местности.
Традиционализм, характерный для специализированных закрытых учреждений, как правило, оказывается в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесаря, столяра, швеи и т д. Хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые условия жизни позволяют получать инвалидами современные престижные профессии; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе.
С появлением и широким распространением компьютеров и Интернета значительно расширились возможности получать учащейся молодежи из числа инвалидов и с ограниченными возможностями такие современные профессии как оператор компьютерного набора, оператор компьютерной верстки, графический дизайнер, программист, бухгалтер, кассир и т.п.
Если в учебном заведении станет возможным предоставить все необходимые условия для открытия этих специальностей именно для детей-инвалидов, то педагогические работники профессионально-технических заведений также могли бы заниматься профориентационной работой среди детей с особыми потребностями.
Здесь вопрос не только в лицензиях на открытие групп по данным профессиям, подборе педагогических кадров, психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями, но и даже в элементарном создании всех необходимых и безопасных условий обучения и передвижения детей - инвалидов по учебному заведению. Также большие усилия надо приложить для поддержания здорового психологического климата в учебном заведении, ведь подростки, особенно не привыкшие к присутствию детей-инвалидов, могут отличаться агрессивным или некорректным поведением. Здесь должна проводиться большая работа по воспитанию нравственных качеств, толерантности, сострадания к детям с ограниченными возможностями.
Когда человек в силу обстоятельств или болезни отрезан от окружающего мира, в результате чего не может общаться с людьми, не имеет друзей, не может получить образование или профессию, его настоящим спасителем может стать компьютер и Интернет. Благодаря новейшим технологиям человек с ограниченными возможностями может получить возможность найти общение, завести новые знакомства или даже таких же друзей, иметь доступ к любой информации, быть в курсе последних новостей, иметь возможность бесплатного общения онлайн по Скайпу или даже с веб-камерой с близкими, друзьями, с социальными службами, государственными учреждениями, учебными заведениями.
Не было бы ничего лучшего, чтобы для каждого инвалида были приобретены за счет государства и социальных и благотворительных организаций компьютеры и подключение к Интернету.
Существует комплекс проблем, связанных с интеграцией детей-инвалидов в общество. Отношение общества к аномальному ребенку является определенным мерилом его цивилизованности. До недавнего времени вопросы детской аномалии, инвалидности у нас замалчивались. Инвалидов пытались изолировать от общества в специальных заведениях. Ребенок-инвалид и его близкое окружение оказывались один на один со своей бедой.
Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, дети-инвалиды и их семьи в определенной степени изолированы от общества и лишены возможности вести полноценный образ жизни в открытой среде, которая никак не соответствует их особым потребностям.
С годами медленная и неустанная гуманизация общественного сознания, а также достижения в различных областях науки и техники, поставили вопрос о необходимости интеграции людей с психофизическими недостатками, как социальной группы, с остальным обществом, то есть об их социальной реабилитации.
Ведущим компонентом социальной работы с данной категорией детей является формирование индивидуальности, ее социализация с учетом потенциальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Построение взаимосвязей ребенка с микро- и макросредой, развитие его сохранившихся психофизических возможностей, осуществляется путем расширения сферы общения, организации досуга, творческой и игровой деятельности, помощи в самообслуживании и передвижении, обеспечения лекарствами и продуктами питания, организации оздоровления.
Основные проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, которые существуют на уровне общества в целом, связаны с региональными условиями и их ближайшим окружением. Идеи совместного обучения могут быть использованы и в таких формах работы как клубы общения, творческие лаборатории, игротеки, летние лагеря, кружки декоративно-прикладного, художественного и литературного творчества, детские журналы, конкурсы и фестивали художественного творчества, библиотечное обслуживание и т.д.
Анализируя историю развития социальной реабилитации и ее современный этап, можно прийти к выводу, что совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников должно стать приоритетным в педагогической практике. Это в свою очередь требует научного развития идеи совместного обучения, разработки концепций, методик работы педагогических коллективов. И это должно стать целью дальнейших исследований.
Одна из главных проблем наступает, когда ребенок-инвалид взрослеет. Это проблема будущего, взрослой жизни детей, их места в социуме. В основном, дети-инвалиды способны выполнять ту или иную работу. У нас в стране очень много говорится и принимается установок и приказов о создании рабочих мест для инвалидов, и деньги на это дело выделяются, однако очень малая доля инвалидов работает на таких рабочих местах. Причин тому много. Прежде всего нерешенность проблем архитектурного окружения, неприспособленность общественного транспорта. Психологически инвалиду очень трудно работать среди здоровых чужих людей, и производительность совсем не та. На Западе сегодня такое понятие - продуктивно-реабилитационный бизнес для семей инвалидов. У нас раньше работали инвалидные небольшие предприятия, где вместе с больными людьми работали их друзья и близкие. Сейчас такими предприятиями могли бы быть и маленькие кафе, и фотоателье, и мастерские. Все это давно находится в руках здоровых, деловых людей. В организации подобного рода реабилитационных учреждений должна быть специальная ниша - социальная, экономическая, правовая - для семей с детьми-инвалидами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)