Постоянный характер реформ
И волна школьных реформ, которая прокатилась по Северной Америке с начала 1980-х гг., была лишь одним из этапов реформаторских усилий в течение целого столетия, направленных на трансформацию школ, чтобы они соответствовали изменчивым потребностям общества. Еще на рубеже XIX - ХХ веков производственные и технологические инновации, новая экономическая и правовая среда и условия труда привели к увеличению численности молодежи, которая посещала школу в подростковом и юношеском возрасте. Как следствие, школы также менялись во многих аспектах. Ученики распределялись по группам по возрастным признакам, а также стали проводить больше времени со своими сверстниками, чем с семьей. Сформировалась категория образовательных служащих среди учителей и администраторов школ, чья профессиональная подготовка стала продолжительнее и более спланированной. Расширились учебные планы. Однако, несмотря на стремление охватить образовательными инновациями как можно больше категорий детей, ученики с особыми потребностями в общем выпадали из системы общего образования в тот период. Любые доступные образовательные или подготовительные услуги, как правило, предоставлялись в крупных учреждениях, где учеников с физическими или умственными нарушениями, или расстройствами поведения без разбора размещали с другими детьми, среди которых были также дети из бедных семей, дети-сироты или беспризорники. И хотя дети со зрительными и слуховыми расстройствами получали некоторые виды раннего образовательного вмешательства со стороны священников и ученых-медиков, однако педагоги занимались преимущественно развитием жизнеспособной системы общественного образования для общей массы учеников.
Будет ошибкой считать, что изменения в образовании происходили без интенсивных дебатов, а иногда даже конфликтов. Распространенные модели индустриализации, иммиграции и урбанизации в течение ХХ в. уже были источником полемики как среди работников школы, так и в обществе в целом. Фактически, образование в Северной Америке за последние сто лет сопровождает горячая и политизированная полемика вокруг таких понятий, как, например, так называемое новое образование, прогрессивное образование, высокий рейтинг успеваемости, проблема выбора школы, а также интеграция детей с особыми потребностями в существующие школы.
Интересно отметить, что, несмотря на постоянный характер школьных реформ, сторонники изменений, включая некоторых авторитетных специалистов образовательной сферы, во все времена довольно единодушно признавали, что собственно реформ в школах удалось ввести немного. Либерман подчеркивает, что преподавание все еще остается процессом с учителем в центре, а обучение является пассивной деятельностью для учащихся. Хотя Кьюбан, например, опровергает такую оценку, замечая изменения «почти революционных масштабов». Говоря о примерах широкомасштабных и комплексных изменений как в содержании, так и структуре образования, он указывает на возможность школьного образования для учеников почти любого социально-экономического статуса, увеличение средних школ, которые могут удовлетворить многие потребности учеников, объединения усилий школ и местных сообществ, на территории которых они расположены, расширение школьных программ и школьной инфраструктуры, профессиональный рост учителей, трансформацию административных моделей.
Одной из центральных тем реформирования специального образования стало движение в направлении «прогрессивной инклюзии». Это предполагает постепенный переход от отдельного положения и изоляции детей с особыми учебными потребностями, особенно с тяжелыми или явными формами нарушений развития, к общей образовательной среде и разработке учебных программ, ориентируясь на местную общину по месту жительства ребенка. Конечная цель сторонников инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к бесплатным и соответствующим школьным услугам для всех детей в каждом районе. Прогресс на этом пути иногда приостанавливался, но все же был стабильным на протяжении десятилетий. Правда, в последнее время появилась преграда, когда признали, что инициативы со стороны специального образования, такие как интеграция, включение в общий поток, а также Инициатива общего образования будут обречены, если не получат полную поддержку и содействие от системы общего образования.
Существуют и другие закономерности в разные периоды реформ в ХХ веке. В частности, это ощущение все большего обострения полемики вокруг образования. Также достаточно устоявшимся является убеждение, что школьное образование в прошлом было лучше, чем сейчас. Среди наиболее авторитетных кругов специального образования существует противостояние между теми, кто стремится сохранить уже существующие и трудно создаваемые модификации в традиционных программах специального образования, и теми, кто хочет полномасштабной реструктуризации общего и специального образования в более унифицированную систему общего образования. Такая полемика вызывает глубокие различия, ставит под угрозу сам философский и педагогический фундамент в сфере специального образования. Кроме того, за рамками напряженных дебатов внутри специального образования и образования для одаренных детей возникает более широкий вопрос о месте специального образования в контексте реформирования общего образования. Такое положение вещей может побудить политиков и даже педагогов к ощущению ностальгии по каким-то, возможно, мифическими временами, когда якобы в школах было больше порядка, ученики лучше учились, а местные общины выделяли больше поддержки.
Школьная реформа является постоянным процессом, который невозможно полностью завершить, пока общество и люди продолжают меняться. Конечно, существуют региональные, национальные и международные, не говоря уже о времени, особенности внедрения изменений в образовательной сфере. Несмотря на это, американское и канадское общество и, фактически, граждане любого государства будут настойчиво стремиться к реформированию образования в ответ на целое разнообразие внутренних и внешних факторов влияния.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)