Понимание реструктуризации
Термин «реструктуризация» употребляли достаточно часто еще до начала XXI века и в довольно разных контекстах, так что исследователям, которые хотели бы выяснить значение этого термина, понадобится большая сила духа. Это сразу становится заметным при обращении к опубликованным работам на тему реструктуризации школы. Например, относительно короткое, хотя и довольно неоднозначное, объяснение этого понятия приводит Элмор. Согласно этим наблюдениям, обсуждение школьной реструктуризации обычно сосредотачивается вокруг трех тем: изучение школьного материала, но с основным акцентом на умениях осознавать и решать проблемы; передача полномочий принимать решения непосредственно школьным общинам, а также ответственность учителей. Ґоенс и Кловер предлагают очень подобное толкование, но добавляют сюда такие понятия, как децентрализация, управление и власть. Они также различают «реструктуризацию» и «трансформации», предполагая, что первый термин указывает только на вопросы структурной организации, тогда как трансформация происходит там, где коренным образом меняются задачи и базовые ценности образования. Национальная ассоциация директоров средних школ выдвинула еще подробнее объяснения реструктуризации. Кроме вопросов о передаче полномочий, ответственности и власти, они также предусматривают усовершенствование методики обучения, роста профессионального уровня учителей, общее управление, координацию ресурсов местного сообщества, а также достижение равноправия учеников.
Хотя приведенные определения имеют свой вес, в них содержится целый набор непонятных, а иногда и противоречивых идей. Например, концепция децентрализации импонирует многим родителям, учителям и учащимся, однако не хватает осознания того беспокойства, что в действительности увеличение полномочий одних заинтересованных сторон может ограничить рычаги контроля, которыми наделены другие стороны. Различные авторы пользуются словарем реструктуризации, но с разными значениями. Как следствие, данной терминологией пользуется широкий круг лиц, которые часто придерживаются самых разных представлений о процессе преподавания и обучения. Фактически, неоднозначность самого термина «реструктуризация», возможно, и добавляет популярности этому понятию, но, когда осуществляются конкретные широкомасштабные изменения, может исчезать солидарность между реформаторами школы. Эта проблема приобретает особую остроту, если рассмотреть реформы в системе специального образования.
В сфере специального образования реформаторские усилия последнего времени сосредоточивались на внедрении Инициативы общего образования.
Суть этого начинания толкуют по-разному, но истоки можно проследить от масштабной критики традиционной, обособленной системы специального образования. Критика в адрес специального образования дала толчок, подобный тому, что вызвал реформу системы общего образования в 1980-х годах. Более характерная черта реформы именно специального образования имеет истоки в общей тенденции к нормализации лиц с отклонениями или нарушениями развития. Эта тенденция, доминировала в 1960-70-х гг. На основе утверждений о правах человека и природной социальной справедливости такие многие правозащитники отстаивали возвращение лиц с недостатками развития из специальных учреждений к родной среде, - образовательной и жизненной, наиболее приближенной к нормальным условиям.
В школах эти тенденции воплощались через практику интеграции и мейнстриминга. Вместе взятые, две указанные тенденции перешли в призывы к более тесному союзу между общей и специальной системами образования, а для некоторых авторов - в идею полной реструктуризации и слияния двух систем в унифицированную систему образования. Таким образом, Инициативу общего образования преимущественно воспринимали как движение за лучшую согласованность между общей и специальной системами образования, и эта инициатива получила развитие, поскольку считалось, что такое сочетание общего и специального образования позволит устранить некоторые принципиальные недостатки обеих систем образования. Вместе с тем, призывая к построению усовершенствованной унифицированной системы образования, исследователи выделяют два сущностных для этого процесса вопроса: необходимость ограничить слишком большой круг охвата услугами специального образования, что распространяется на учащихся с трудностями обучения, расстройствами поведения, умеренными и средними умственными расстройствами и обеспечение усовершенствованной методикой обучения в системе общего образования и предотвращения академической неуспеваемости среди большого количества учеников, которых относят к группе риска, но которые не имеют явных пороков развития.
Хотя сначала Инициатива общего образования представлялась весьма перспективной, однако неудача с образованием продуктивного альянса специального и общего образования, а также неудачный компромисс в форме введения наименее ограничительной среды как средства углубления инклюзии, стали причиной минимальных реальных изменений, зато очень острой полемики. И хотя изменения в законодательстве и в образовательной политике, направленные на поддержку инклюзивного образования, получили широкое распространение в США и Канаде, однако общее образование продолжает интересоваться преимущественно достижением высоких показателей успешности, а специальное образование продолжает решать, на первый взгляд, парадоксальную задачу создания равных возможностей получать образование для всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)